Posted 3 мая, 09:06

Published 3 мая, 09:06

Modified 3 мая, 09:08

Updated 3 мая, 09:08

Ученые бьют тревогу: чистый воздух имеет неожиданные побочные эффекты

«Дышите — не дышите»: ученые предупредили об опасности чистого воздуха

3 мая 2024, 09:06
Фото: Изображение Midjourney
Ученые бьют тревогу: чистый воздух имеет неожиданные побочные эффекты
Чистый воздух может представлять опасность для здоровья человека. Как утверждают ученые, парадокс объясняется более комфортными условиями для размножения и выживания вредоносных микроорганизмов, провоцирующих распространение опасных респираторных заболеваний.

Александр Куманев

Группа американских ученых обратила внимание на резкий рост заболеваемости тяжелой бактериальной инфекцией — болезни легионеров (Легионеллез), которая является опасной формой пневмонии. Так, в Нью-Йорке в 2000 году было зафиксировано 1100 случаев заражения, а в 2018 году — почти 10 тыс. Утверждается, что аналогичная картина наблюдается во всем мире: в Европе и Канаде за это время заболевание диагностируют в 5-7 раз чаще.

Легионеллез приводит к госпитализации в 95% случаев, в 10 — 25% случаев медики фиксируют летальный исход. В группу риска входят люди с ослабленным иммунитетом и хроническими заболеваниями.

«Заражение происходит при вдыхании аэрозольных легионелл или при аспирации загрязненной воды и попадании бактерий в легкие», — объяснили исследователи.

Бактерии Legionella живут в воде, а их распространение тесно связано с любыми приспособлениями и сооружениями, распыляющими воду или ее пары. Это могут быть градирни, фонтаны, льдогенераторы, душевые кабины, кондиционеры и даже домашние увлажнители воздуха.

Проанализировав данные, исследователи заметили, что большинство заболевших в штате Нью-Йорк проживали ближе к градирням. Пристальное внимание американских исследователей к заболеванию вызвано резонансным инцидентом, который произошел в 1976 году в Филадельфии.

Почему чистый воздух может быть опасен?

Долгое время причины такого роста оставались загадкой, несмотря на многолетнее изучение вопросов. Новое исследование, опубликованное в журнале PNAS Nexus, проливает свет на эту проблему, выявив неожиданную связь между снижением уровня диоксида серы (SO2) в атмосфере и увеличением заболеваемости легионеллезом.

Ученые выяснили, что капли воды поглощают SO2 из воздуха, что повышает их кислотность. Снижение уровня диоксида серы в воздухе в последние десятилетия, связанное с улучшением экологической ситуации, привело к уменьшению кислотности этих капель, создавая более благоприятную среду для выживания Legionella. Как следствие, бактерии дольше сохраняются в воздухе, увеличивая риск заражения легионеллезом.

Чистый воздух и снижение выбросов SO2 представляют безусловную пользу для человека и окружающей среды, но, как показывает это исследование, даже самые положительные изменения могут иметь неожиданные последствия.

«Хотя эта работа подчеркивает необходимость целостного рассмотрения сложностей изменения концентрации SO2, было бы неразумно выступать против ее снижения, которое имеет общепризнанную пользу для здоровья», — подчеркнули исследователи.

В конце лета 2023 года вспышка легионеллеза наблюдалась в Польше. Болезнь легионеров подхватили более 150 человек, погибли по меньшей мере 16 пациентов. В Роспотребнадзоре заверили, что контролируют ситуацию на границе. В ведомстве исключили распространение заболевания в России.