Posted 27 апреля, 08:49

Published 27 апреля, 08:49

Modified 27 апреля, 08:52

Updated 27 апреля, 08:52

Проблема воспитания патриотизма оказалась крайне тяжелой задачей

Любить родину или государство? Как в Москве собираются воспитывать патриотов

27 апреля 2024, 08:49
Фото: 1MI
Проблема воспитания патриотизма оказалась крайне тяжелой задачей
Проблема патриотического воспитания российской молодежи наталкивается, по мнению экспертов, на непреодолимые трудности.

Иван Зубов

Патриотическое воспитание занимает сегодня, пожалуй, ведущее место в работе российских идеологов, недаром так тщательно вычищаются из общественного сознания все, что так или иначе ассоциируется с западным образом жизни. А в преддверии Дня Победы, постепенно ставшего главным праздником современной России, патриотизм и вовсе затмевает все остальные общественно-политические темы.

Именно поэтому СМИ обратили внимание на «Круглый стол», который прошел в Мосгордуме: на нем обсуждалась проблема, как воспитать молодых патриотов?

Эта тема, судя по опубликованным выступлениям его участников, обсуждалась под углом СВО. Главными идеями ожидаемо стали введение в российских школах военной дисциплины, строгая цензура, «мобилизация» помощи участникам и ветеранам СВО.

В этой связи, по мнению спикеров, следует также дополнить «Разговоры о важном», которые уже введены в школьную программу, практическими занятиями «Важные дела», в ходе которых дети будут не только помогать ветеранам и инвалидам боевых действий, и их семьям, но и ухаживать за памятниками и заброшенными могилами героев ВОВ.

Внедрять патриотизм кнутом и пряником!

Так, депутат Госдумы от КПРФ Виктор Соболев заявил, что России нужны «люди-патриоты», готовые противостоять посягательствам любого агрессора, а потому предложил проводить военно-патриотическое воспитание не только молодежи, но и всех россиян вплоть до 65 лет!

Член Клуба военачальников Александр Владимиров отметил, что основным критерием воспитательной работы должно стать «государственно-патриотическое мировоззрение» гражданина. Воспитывать по его словам, нужно не душу «широкого формата», а гражданина, строителя и защитника Отечества.

Он объяснил и то, почему России до сих пор не победила в СВО. По мнению генерала, в этом виновата 5-я колонна: «СВО — главное. Нам нужны солдаты. Они сражаются, побеждают, когда могут, и убывают. На их смену на фронте никто ничего не готовит. Школа должна готовить… Бог с нами, но Россия за нами».

Особенно показательным было выступление зампреда Клуба адмиралов, вице-адмирала Валерия Дорогина, который предложил участникам «круглого стола» отправиться в зону СВО: «У многих здесь сидящих воюют родственники? Начни с себя».

Он назвал еще несколько самых разнообразных способов воспитания патриотизма. Одно из них стоит выделить особо. Дорогин предложил ввести в школах систему «кнута и пряника». То есть, фактически он намекнул на воспитание детей с помощью физического насилия, так как «битье определяет сознание».

Дорогин уверен, что армейская практика взысканий и поощрений отлично подходит детям, поскольку до 14 лет «понятие „совесть“ отсутствует», а «что хорошо, что плохо», по его мнению, познается «через спину».

Правда, при этом Дорогин решительно призвал убрать фамилию «фашиста», пособника Гитлера и Муссолини философа Ильина из РГГУ. Напомним, что новость о том, что философ Александр Дугине возглавит Центр им. Ильина в РГГУ вызвала оживленную реакцию в обществе. Против этого уже выступили студенты РГГУ, а также российские коммунисты.

Зато генерал-полковник Валерий Баранов высказал довольно неожиданное предложение: использовать для поддержания патриотизма в стране игру гольф: «Я в Москве давно живу, но я не видел ни одного гольф-поля. Гольф внедрить!»

Пример того, как патриотизм воспитывается на практике, привел министр молодежной политики ДНР Кирилл Макаров.

Он рассказал историю про то, как молодые люди разгружали гуманитарную помощь со сладостями, пришедшую из Москвы, буквально в боевых условиях: «Мы собрали много молодых ребят из Донецка из Макеевки. Под угрозой ракетного обстрела ребята в темноте пробрались к складу и как пчелки накинулись разгружать фуры, потому что во время разгрузки гумгруза может начаться ракетный обстрел. Они это делали вместе с ребятами из Москвы. Это один из примеров патриотического воспитания на практике».

Сегодня эта проблема неразрешима

По итогам «круглого стола» у экспертов сложилось впечатление, что его участники не совсем хорошо понимают, что такое патриотизм.

Об этом пишет в своем канала аналитик Анатолий Несмиян:

«Вся, собственно, проблема в определении патриотизма заключается в том, что власть определяет патриотизм как любовь к государству (причем безответную), а в реальности патриотизм — это любовь к стране. И чем дальше расходятся государство и страна в своих интересах, тем сильнее противоречие между казенным патриотизмом и патриотизмом в общебытовом смысле этого слова.

Поэтому власть пытается ликвидировать этот разрыв, но не сближением позиций государства и страны, а принудительным насильственным «воспитанием» патриотизма в нужном ей прочтении.»

Несмиян уверен, что сегодня эта проблема выглядит неразрешимой, поскольку альтернативное мнение власть тоже не устраивает.

В ценности можно только верить

А известный социолог Лев Гудков, основываясь на научных данных, поясняет, почему перспективы воспитания настоящего патриотизма выглядят туманно. По результатам исследования, 92% россиян согласны с утверждением, что «Россия — страна традиционных ценностей». Вот только по словам Гудкова, абсолютное большинство опрошенных не могут дать ответ на конкретный вопрос: а что такое «традиционные ценности»?

"