Главная / Газета 9 Сентября 2014 г. 00:00 / В мире

В другие руки

Киев разрешил иностранцам управлять газотранспортной системой страны

Эля Григорьева

Президент Украины Петр Порошенко подписал закон о реформировании системы управления Газотранспортной системой (ГТС) страны. Согласно документу, оглашенному в понедельник, оперативно-технологический контроль передается от госпредприятия «Укртрансгаз» частным компаниям. Система ГТС будет делиться на магистральную часть и газохранилища. Для их управления создаются два отдельных оператора, собственником которых теперь могут стать резиденты стран ЕС, США или Европейского энергетического сообщества. По мнению опрошенных «НИ» экспертов, такие новшества могут привести к прекращению транзита российского газа в Европу, хотя вероятность такого развития невелика. Опасение также вызывает долг «Нафтогаза» перед «Газпромом» в размере 5 млрд. долларов, который пока не позволяет Москве и Киеву решить «газовый вопрос» и возобновить поставки российского топлива украинским получателям.

Президент Украины разрешил иностранным компаниям войти в ГТС страны, что раньше не удалось «Газпрому».<br>Фото: EPA
Президент Украины разрешил иностранным компаниям войти в ГТС страны, что раньше не удалось «Газпрому».
Фото: EPA
shadow
Напомним, что через ГТС Украины проходит 40% экспорта российского газа в Европу. Соответственно, «Газпрому» и России далеко не безразлично, кем и каким образом будут управляться украинские транзитные мощности. Тем более что ранее «Газпром» хотел приобрести долю в ГТС, но не смог.

Изначально на управление украинской ГТС претендовали три иностранные компании – американская Chevron, англо-голландская Shell и немецкая RWE, однако впоследствии представители Shell заявляли об отказе участвовать в украинском проекте. Оставшиеся фирмы готовы подать заявки на участие в операторе украинской ГТС. По словам министра энергетики и угольной промышленности Украины Юрия Продана, до конца текущего года планируется подготовить соответствующие конкурсы.

По мнению старшего эксперта Института энергетики и финансов Сергея Кондратьева, экономический интерес инвесторов лежит в плоскости получения доходов от транспортировки газа – чем выше объемы, тем больше выручка. «Главная проблема для них – это инвестиционные обременения, то есть объем средств, необходимых для модернизации ГТС. На обновление ГТС нужно 5–15 млрд. долларов инвестиций, потому что это старая технологическая система, построенная в 60–70 годы и последние десятилетия практически не обновлявшаяся. Однако для Chevron такие инвестиции – это четверть годовой программы капиталовложений, поэтому я не думаю, что этот актив очень привлекательный для них, – пояснил специалист. – К тому же если транзит газа будет снижаться, то выручка компании резко сократится, а стоимость оператора будет отрицательной, так как ему необходимо будет тратить деньги на содержание ГТС».

Как рассказал «НИ» доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС Иван Капитонов, приход в украинскую ГТС иностранных компаний для России может привести к увеличению цены транзита либо вообще его прекращения. «Угрозы запрета транзита российского газа через ГТС Украины киевские власти озвучивали давно. На мой взгляд, эта позиция не самих властей Украины, а их американских коллег, которые таким образом хотят влиять на Европу, чтобы она сокращала поставки газа из России. Для нас это будет резкое сокращение экспортной выручки», – пояснил он.

Вместе с тем пока заменить российское сырье Европе нечем, так как сжиженный газ из США требует наличия портовой инфраструктуры и сетей для транспортировки. Для формирования таких мощностей нужны миллиардные инвестиции и годы работ. «Мне кажется, что на полный запрет транзита газа из России Украина вряд ли решится, даже несмотря на приход американцев. Это слишком иррациональный поступок. Хотя совсем исключать этого нельзя, так как в последнее время мы часто наблюдаем принятие мер ЕС и США, экономически не обоснованных», – считает эксперт.

Что касается возобновления поставок газа из России на Украину, то Киев до сих пор не расплатился за уже поставленное сырье. Размер задолженности превышает 5 млрд. долларов, поэтому у Москвы пока нет стимулов продолжать переговоры по будущей цене и тем более обсуждать предоставление скидок.

Киевские власти хотят заставить Россию пойти на уступки с помощью властей ЕС. «Мы настроены искать компромисс. Наши предложения по этому вопросу всегда были едиными с предложениями Евросоюза. И мы надеемся, что так будет и дальше», – утверждает г-н Продан. По его мнению, до конца октября с помощью трехстороннего формата переговоров Киеву удастся достичь компромиссное решение.

Как отметил г-н Кондратьев, Москва предлагала скидку в 100 долларов, если Киев оплатит долг, но предложение осталось без ответа, так как в текущих условиях заплатить 5 млрд. долларов для Украины представляется маловероятным. Европа же надеется решить «газовый вопрос» до наступления холодов. «Для части стран Украина является безальтернативным транзитером – это Болгария, Румыния, страны бывшей Югославии, Венгрия, Словакия. Они могут пострадать в условиях холодной зимы. На мой взгляд, ЕС будет применять формальные и неформальные рычаги, чтобы прекращения транзита по вине украинской стороны не произошло. При этом я не исключаю, что Украина может пойти на несанкционированный отбор газа для собственных нужд», – пояснил он «НИ». По словам эксперта, ГТС Украины изначально создавалась под российский газ для Европы, поэтому в отсутствии сырья многие магистральные газопроводы придется законсервировать, что несет в себе значительные риски.

Опубликовано в номере «НИ» от 9 сентября 2014 г.


Новости дня


Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: