Главная / Газета 19 Ноября 2013 г. 00:00 / В мире

Падение Pisaнской башни

Возникли сомнения в том, умеют ли россияне пользоваться полученными в школе знаниями

АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ, Стокгольм

Одна из больных тем, обсуждаемых сейчас в России, – падение качества среднего образования. При этом критики современной российской школы часто руководствуются результатами Международной программы по оценке качества образовательных достижений учащихся (так называемой Pisa), которая проводится раз в три года под эгидой ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития). И вот теперь достоверность этого самого престижного международного исследования качества знаний школьников поставлена под вопрос.

Проект функционирует уже много лет по следующей схеме: директорам школ в разных странах рассылаются анкеты со 184 вопросами для школьников, ответы на которые служат основой для определения способности учеников применять полученные знания в жизни. Следует сказать, что Pisa нацелена не на освоение школьной программы, а именно на оценку умения детей пользоваться освоенной информацией. Россия в подобных опросах традиционно занимает очень скромные позиции. Итоги последнего заочного «соревнования» 2009 года учеников пятнадцатилетнего возраста, в котором приняли участие 65 государств, оказались для РФ, как всегда, неутешительными. Например, по математической грамотности – 38-е место, по естественнонаучной – 39-е. И вот в распоряжение шведской газеты Dagens Nyheter попал еще не опубликованный отчет группы международных исследователей «Can we trust survey data? The case of Pisa (Можем ли мы доверять результатам опросов? Случай Pisa)». «Обнаружены серьезные доказательства того, что ряд стран подделывали данные опросов», – говорится в докладе.

Главными обвиняемыми оказались Италия, Словения и ОАЭ (первые два государства, к слову сказать, далеко опередили Россию по всем показателям в рамках соревнования Pisa). Анализ заполненных анкет, представленных ректорами и директорами школ этих стран, показал, что во многих случаях ответы оказались полностью идентичными. «Подобное невозможно, если только министерства и ведомства отдельных государств, собирающие отчеты, не клепали ответы «под копирку», – утверждает на страницах Dagens Nyheter один из исследователей, профессор социологии Боннского университета Йорг Бласиус. – Размах мошенничества и число вовлеченных в него стран могут быть куда больше. Если центральные школьные власти того или иного государства слегка изменили хотя бы несколько ответов на 184 вопроса анкеты, в нашу «сеть» они не попали».

Профессор статистики Стокгольмского университета Ларс Люберг оценил доклад исследователей как «очень достоверный».

«Для меня не является новостью, что порой имеет место жульничество в отдельных вопросах и ответах. Однако я впервые сталкиваюсь с масштабным враньем государственных организаций. Они, вероятно, руководствовались соображениями национального престижа, подделывая ответы в анкетах», – полагает профессор Люберг.

Шведские СМИ, обсуждая международный скандал в сфере школьного образования, напоминают читателям, что опрос Pisa стал в последние годы мощным политическим и экономическим инструментом. В той же Швеции, занявшей по итогам обследования 2009 года 16-е место по чтению, 20-е по математике и 23-е по естественным наукам, проводится гигантская «инвентаризация» системы школьного образования. Перестраивается ее структура, повышаются зарплаты учителям, в школы и гимназии привлекаются новые кадры преподавателей. Падение некогда высокого уровня шведского школьного образования, подтвержденное итогами Pisa-2006 и Pisa-2009, стало предметом политических дебатов. Все партии, готовящиеся соревноваться за места в парламенте на выборах в следующем году, включили школу в свои программы среди основных пунктов.

Лидерами последнего опроса Pisa стали страны с традиционной системой школьного образования (высокая дисциплина в классе, большие права у учителя, отметки, приличные нагрузки) – Финляндия, Южная Корея, Япония. Швеция в последние годы двигалась в сторону максимальной либерализации и «гуманизации» процесса обучения, при которой отметки выставляются только в старших классах, домашние задания не даются, учитель практически лишен возможности воздействовать на дисциплину в классе. Сторонники этой системы считали, что она развивает в юном поколении креативность, раскрепощает личность и вообще всячески способствует формированию истинного представителя демократического общества. Печальные результаты последних опросов Pisa, однако, заставили ведущие парламентские партии выступить с обещаниями «вернуть дисциплину и отметки» в школу. Разоблаченные мошенничества стран-участниц Pisa, как полагают некоторые шведские обозреватели, заставят политиков пересмотреть свои предвыборные программы в сфере среднего образования.

Опубликовано в номере «НИ» от 19 ноября 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: