Главная / Газета 8 Ноября 2013 г. 00:00 / В мире

Когда на лбу не написано

В Корее и Японии даже школьники и домохозяйки заводят собственные визитки

Ольга КИМ, Сеул, Юрий СИНАЛЕЕВ, Токио

В школах Сеула не так давно провели опрос: учеников просили перечислить признаки, по которым можно определить, что человек стал взрослым и самостоятельным. Помимо ответов, аналогичным тем, что могли дать в любой другой стране (наличие семьи, работы, счета в банке и т.д.), в число признаков взрослости попало наличие визитки. Ответ неожиданный для европейца, но абсолютно логичный для жителя Южной Кореи или Японии, где визитка – ни больше ни меньше часть культуры и отражение местного менталитета.

Фото: THINKSTOCK/FOTOBANK
Фото: THINKSTOCK/FOTOBANK
shadow
Корейцы – люди доброжелательные. Но случается, что первый же разговор с ними ставит иностранца в тупик. С улыбкой и очень вежливым голосом кореец будет задавать вопросы, которые иначе чем бестактными не назовешь. Он поинтересуется, сколько вам лет, кто ваши родители, где вы работаете, сколько получаете и сколько планируете получать… Ваше недоумение в свою очередь удивит уже корейца: он же вас впервые видит! Должен же он знать, кто вы, как ему с вами себя вести и о чем беседовать. Вот, видимо, для того, чтобы избежать этого первого неприятного разговора, в Южной Корее и ввели в обиход обмен визитками, который может предварять и деловую беседу, и всего лишь случайное общение попутчиков в транспорте.

Впрочем, где именно ввели в обиход визитки – вопрос спорный. Корейцы клянутся и божатся, что это именно их изобретение – как порох, колесо, книгопечатание и вообще все на свете. Они с гневом опровергают всяких там иностранных очернителей прошлого, которые имеют наглость утверждать, что Корея – вовсе не родина слонов, то есть, простите, визиток. Слова же о том, что обмениваться визитками японцы начали раньше корейцев, воспринимаются здесь прямо-таки как личное оскорбление.

Между тем в действительности мода на визитки в Корею пришли именно из Японии. А там ее в свою очередь позаимствовали из США. С легкой руки американцев, в девятнадцатом веке, во время реставрации Мейдзи, когда страна открылась для всего иностранного, мода на визитки утвердилась при императорском дворе. Тогда визиток было очень мало. Они имелись лишь у приближенных императора и считались свидетельством высокого статуса их владельца. Однако постепенно визитками стало пользоваться все большее количество японцев. Окончательно визитки «победили» после Второй мировой войны. Тогда в стране разместились американские войска, и Япония испытала мощное влияние американской культуры. Ее успешно заимствованной частью и стали визитки.

Обмениваться ими японцы могут абсолютно в любых обстоятельствах. Не удивляйтесь, если вам ее вручат не только на деловой встрече, но и, допустим, на свадьбе. Причем вручит тот человек, с которым у вас не было и вряд ли будут какие-либо деловые отношения. Редко, но визитки заводят даже домохозяйки. Формы визиток бывают самые разные. Те, кто обладает ученым званием, обязательно его укажут под именем и фамилией. Указывается и место работы – с рабочими телефонами, факсами и электронной почтой, разумеется. Очень часто японцы помещают на свои визитки собственные фотографии. Домохозяйка проставит на своей визитке только телефон, свое имя и фамилию. Так же поступит школьник: да, бывают визитки и у японских школьников – больше из желания подражать взрослым, чем по каким-либо практическим причинам.

Дизайн визиток тоже отличается разнообразием – благо у многих японцев имеются дома аппараты для их производства. Те же, кто таких аппаратов не имеет, могут заказать визитки на любой вкус, тем более что это недорого. На визитке могут быть логотип компании или, допустим, какие-нибудь цветочки, помещенные так, для красоты. А может быть и особый дизайн, с выпуклостями, на случай, если визитка будет вручена слабовидящему. Визитки некоторых ведомств можно отличить по цвету. Например, все сотрудники посольств, работающих в Японии, предпочитают черно-белые визитки. Почему – загадка. Может быть, там считают, что такой дизайн придает солидности?

Неизменное впечатление на иностранцев производит вручение визитки японцем. Со стороны это выглядит как целый ритуал. Визитка вручается с улыбкой и поклоном, на двух вытянутых руках. Впрочем, иностранцу, познакомившемуся с этим «ритуалом», не стоит делать далекоидущих выводов. По правде сказать, подобный обмен визитками в большей степени игра на публику (в первую очередь на того же иностранца), нежели отражение повседневной практики в Японии. Таким образом японцы поддерживают стереотип о том, что их нация (или конкретные ее представители) являются людьми супервежливыми. Когда же такой необходимости нет, японец может вручить свою визитку просто так, безо всяких церемоний, как вручают ее во всех остальных странах мира.

Опубликовано в номере «НИ» от 8 ноября 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: