Главная / Газета 24 Октября 2013 г. 00:00 / В мире

Ледяной поход

Объемы перевозок грузов по Северному морскому пути растут, но ученые сомневаются в перспективности этого маршрута

СЕРГЕЙ МАНУКОВ

Южнокорейская компания, транспортное подразделение конгломерата Hyundai, завершила первый рейс по Северному морскому пути (СМП). Этот маршрут значительно ускоряет путешествие из Азии в Европу и по мере таяния арктических льдов обретает все большую популярность и важность. В августе такой же поход совершил китайский сухогруз Yong Sheng водоизмещением 19 тыс. тонн. Между тем многие ученые считают, что перспективы этого нового мирового транспортного маршрута не так радужны, как казалось ранее.

Еще не скоро Северный Ледовитый океан станет главной водной артерией планеты.
Еще не скоро Северный Ледовитый океан станет главной водной артерией планеты.
shadow
Единственный южнокорейский ледокол Araon был спущен на воду в 2010 году и в основном применяется для научных экспедиций и спасательных операций. Поэтому Hyundai арендовала у шведской транспортной компании танкер-ледокол Stena Polaris. Он благополучно пришвартовался к причалу в южнокорейском порту Кванъян. Корабль с 44 тыс. тонн нефтепродуктов вышел в середине сентября из российского порта Усть-Луга на Балтике. Примерно 15 тыс. км были преодолены за 35 дней. Такой же путь по самому популярному сейчас южному маршруту – через Суэцкий канал и Индийский океан – почти на 7 тыс. км длиннее и занял бы на 10 дней больше. Следует иметь в виду, что южным корейцам не повезло с погодой. Штормы задержали Stena в пути на пять дней.

Объемы перевозок грузов по Северному морскому пути увеличиваются. В 2012 году по этому маршруту было перевезено 1,25 млн. тонн грузов. Это менее пятой части процента от грузооборота Суэцкого канала, составившего в 2012 году 740 млн. тонн. Однако, по мнению экспертов, доля северного маршрута, сокращающего путь из Восточной Азии в Европу примерно на 40%, к 2030 году может вырасти до четверти. Особенно интересует Северный морской путь энергетические компании из Китая, Японии и Южной Кореи. Впрочем, с экономическими выкладками не все ясно. Критики считают, что его дешевизна и экономия обманчивы, потому что владельцам грузов придется нанимать ледоколы. Еще один минус северного маршрута заключается в слабом развитии инфраструктуры на Севере России и относительно малом по сравнению с южным маршрутом количестве портов. Тем не менее первый опыт для Южной Кореи, конечно, очень полезен. В Сеуле готовы вкладывать большие средства в развитие портов на Северном морском пути, которым до последнего времени в основном пользовались Россия и скандинавские страны, и способствовать его развитию.

Ряд ученых предполагают, однако, что в расчеты экономистов, расхваливающих выгоды от таяния льдов в Арктике и открытия СМП, могут вмешаться форс-мажорные обстоятельства в виде, например, климата и метана. Сейчас все больше говорят, что вместо глобального потепления на планете может начаться новый ледниковый период. Согласно наблюдениям из космоса таяние льда в Арктике резко замедлилось, а его площадь даже увеличилась. Многочисленные прогнозы ученых, предсказывавших каких-то шесть лет назад, что летом этого года Арктика полностью освободится ото льда, не оправдались.

Кроме того, есть и другие возражения против активного судоходства в этом регионе. Скептики напоминают, что таяние льдов, может, и очистит СМП, но высвободит метан, находящийся в дне Северного Ледовитого океана и в арктической тундре, который нанесет колоссальные убытки. Ученые из университета Эразма Роттердамского (Голландия) обсчитали сценарий, по которому в течение десяти лет в атмосферу планеты в результате таяния льдов вырвется порядка 50 гигатонн метана. Это приведет к повышению средней температуры на планете примерно на два градуса и как следствие к повышению уровню воды в Мировом океане и наводнениям. Большой ущерб будет нанесен сельскому хозяйству, экономике в целом и, конечно, здоровью людей. Сложив все убытки и затраты, ученые пришли к астрономической цифре – 60 трлн. долларов, т.е. примерно столько же, сколько составил в 2012 году ВВП всей планеты.

Опубликовано в номере «НИ» от 24 октября 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: