Главная / Газета 14 Декабря 2012 г. 00:00 / В мире

Остальгия по-прибалтийски

В странах Восточной Европы борются с ностальгией по СССР

Валерий ИВАНОВ, Рига

Политики Восточной Европы бьют тревогу: несмотря на все усилия местных властей, в бывших союзных республиках велико число тех, кто с симпатией относится к рухнувшей советской империи. Ученые этот феномен объясняют по-разному. Возможно, люди таким образом выражают свой протест по отношению к не очень устраивающему их настоящему. Может быть, навязчивая антикоммунистическая пропаганда возымела обратный эффект. А возможно, по прошествии времени в безвозвратно ушедшем прошлом стали замечаться не только недостатки, но и достоинства, о которых раньше просто не задумывались.

shadow
Опросы, проводимые в Прибалтике, доводят местных «борцов с красной угрозой» до истерики. Так, исследование, проведенное несколько месяцев назад среди латышей компанией по изучению общественного мнения SKDS, показало, что почти 43% опрошенных считают: Латвии при СССР жилось неплохо. Не согласных с этим мнением – 41%. Даже если не все из опрошенных действительно этнические латыши, цифра впечатляет.

«Ностальгировать по советским временам и отказываться от идеи свободной и независимой Латвии – это предательство по отношению к государству! – гремит на страницах газеты Latvijas Avize член объединения политрепрессированных Таливалдис Петерсонс. – Такие исследования на руку только врагам Латвии!» Понять его можно. Как стараются в тех же балтийских государствах вызвать ненависть к советскому прошлому! Сколько денег уходит на исторические учебники, на уроки в школах, где «правильно», или, как говорят в Латвии, в «государственном духе», освещается период СССР. Сколько вкладывают в музеи оккупации, куда, как когда-то в Музей Ленина, водят обязательные экскурсии! А сколько тратится на работу со СМИ, чтобы пресса и телевидение опять-таки «правильно» освещали политику государства в области истории! Именно политику, потому что в сегодняшней Прибалтике история – наука сугубо политическая.

В той же Латвии есть весьма странно звучащая для уха россиянина должность: советник президента по вопросам истории. За «неправильную» трактовку прошлого можно поплатиться и свободой. Есть законы, карающие за демонстрацию советской символики или отрицание преступлений советского режима. Есть практика наказывать иностранцев за «неправильные» исторические воззрения. Достаточно вспомнить российского историка Александра Дюкова, которого латвийские власти объявили «невъездным» за организацию выставки «Угнанное детство: судьбы детей, угнанных на территорию Латвии, 1943–1944 гг.». И, как выясняется, все зря. Конечно, ненависть к прошлому есть, но она явно не того накала, какой хотелся бы современным борцам с коммунизмом.

«Остальгия» – это слово, придуманное немецким артистом Уве Штаймле для обозначения тоски жителей восточногерманских земель по ГДР, все чаще употребляется применительно к реалиям других стран Восточной Европы. Говоря об этом феномене, исследователи обращают внимание на недовольство ностальгирующих по прошлому их нынешним положением. В то, что СССР был исчадьем ада, легко поверить, скажем, молодому и успешному предпринимателю. А если вас выселили из квартиры за то, что вы не заплатили непомерную квартплату? Из квартиры, которую вам бесплатно дали в советское время? Учитывая то, что экономическое положение тех же стран Прибалтики уже который год, мягко говоря, остается не блестящим, нежелание в сотый раз говорить о проклятом советском прошлом становится понятным.

А может быть, дело в самом характере местной антикоммунистической пропаганды. Например, от фантастических (не согласующихся ни с архивными данными, ни со здравым смыслом) цифр репрессированных в Прибалтике при Сталине, которые с упорством громоздят местные государственные историки, кого угодно затошнит. Самое главное, непонятно, зачем это делается. Разве подлинные цифры числа жертв сталинских репрессий не достаточно ужасны? Кроме того, антикоммунистические настроения, присущие части жителей балтийских стран, – это та ниточка, за которую слишком часто дергают местные политики, чтобы решать свои проблемы. Самый яркий пример такого рода – печально известная история с «Бронзовым солдатом» в Таллине 2007 года. Необходимостью переноса памятника советским воинам эстонское правительство озаботилось как раз перед парламентскими выборами, когда страна медленно, но верно вползала в экономический кризис.

Есть и еще один немаловажный момент, о котором в Прибалтике все знают, но не часто говорят. Местные борцы с коммунизмом произносят «Советский Союз», но неизменно подразумевают слово «Россия». На практике борьба с тоталитарным прошлым превращается в борьбу с русским языком, с русскими надписями, со всем, что как-то связано с восточным соседом. Но далеко не все литовцы, латыши и эстонцы горят желанием участвовать в подобной борьбе. Одно дело – видеть врага в далеком прошлом, другое – в твоем соседе.

Интересная деталь: среди ностальгирующих по СССР почти не найдешь тех, кто желал бы участвовать в различных интеграционных проектах с участием России, будь то СНГ или совсем не знакомые местным жителям ЕврАзЭс или ОДКБ. Их отношение к перспективам каких бы то ни было форм реставрации Советского Союза вполне соответствует известному изречению генерала Александра Лебедя: «Тот, кто не жалеет о распаде СССР, – не имеет сердца. Тот, кто думает, что его можно восстановить, – не имеет мозгов».

Опубликовано в номере «НИ» от 14 декабря 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: