Главная / Газета 9 Ноября 2012 г. 00:00 / В мире

Всплытие показало

Перископы российских подлодок шведы теперь стали замечать даже на автотрассах

Алексей СМИРНОВ, Стокгольм

Всем известна фраза «Подводная лодка в степях Украины», используемая, когда мы хотим показать абсурдность того или иного явления. Однако в Швеции эта шутка стала реальностью. На равнинах южной шведской провинции Сконе появились... перископы подводных лодок, украшенные флагштоками с развевающимися на них российскими триколорами. Самодельными деталями наших субмарин шведские народные умельцы решили заменить знаки, обозначающие транспортные развязки. Авторы новых символов хотели не только блеснуть собственной оригинальностью, но и высмеять давнюю национальную «болезнь» шведов – навязчивый страх перед вторжением «красных» подводных лодок.

shadow
В конце октября «враг» всплыл на круговой развязке в местечке Вэла, затем – в болоте Кропс вблизи шоссе, ведущего к городу Хельсингборгу. Это было лишь началом «вторжения» – перископы стали появляться по всему Сконе, неудержимо приближаясь к центру страны и шведской столице. «Я наблюдал за птицами и вдруг обнаружил торчащий из трясины русский флаг. А через несколько дней там же появился и перископ. Я даже решил поначалу, что это наш флот загнал русских из Балтики во внутренний водоем страны», – делится своими переживаниями на страницах газеты Helsingborgs Dagblad орнитолог-любитель Карл-Эрик Содерквист.

На защиту страны от «агрессора» встали коммунальные власти Хельсингборга. «Мы удалим вражеский перископ из болота возле шоссе, а вот очистить дорожную развязку от русских должно дорожное ведомство. Это его территория», – сообщил сотрудник отдела строительства муниципалитета Хельсингборга Пер Линдквист. Однако власти не спешат предпринимать активные действия. Ведь, как показывает опыт, одна «потопленная субмарина» может породить десяток подобных.

Всем в Швеции памятна недавняя очень похожая волна «народного творчества». Несколько лет назад страна пережила нашествие «дорожных собак». По всей территории Швеции один за другим на круговых развязках стали появляться псы, изготовленные из подручных средства – сколоченные из досок, отлитые из бетона, сваренные из железа, сплетенные из лозы. Чем больше усилий власти прилагали к борьбе с «заразой», тем активнее население занималось ее распространением. Никто точно не знает, что побудило неизвестных творцов водрузить первую собачонку в 2006 году на развязке дорог возле города Линчепинг.

По самой распространенной версии, речь шла о пропаганде разведения дворняжек. На местном сленге «дорожный перекресток» означает беспородную собаку. Именно на ее защиту и встали «художники из народа», обеспокоенные страстью соотечественников к разведению четвероногих благородных корней в ущерб «плебеям». Кроме того, не исключено, что авторы первого подобного дорожного символа хотели напомнить шведам о необходимости заботиться о бездомных братьях наших меньших, оказавшихся на улице.

shadow Дело в том, что в Швеции вот уже много лет практически нет бродячих собак. Как правило, потерявшаяся собачка легко находит своего хозяина: она или попадает в приют для животных, откуда ее забирают новые владельцы, или просто оказывается дома у какой-нибудь сердобольной старушки, которая подберет ее на улице. Но с недавних пор шведы стали изменять своему давнему правилу, забирать к себе бездомных четвероногих, и бродячие собаки все-таки стали кое-где фиксироваться.

Распространение скульптурных псов на круговых развязках прекратилось так же внезапно, как и началось. Движение никому не ведомых «монументалистов» сошло на нет, как только власти свернули борьбу с непобедимым явлением и даже возглавили «процесс». Известные скульпторы по заявкам муниципалитетов стали украшать «круги» собачонками – и народные массы тут же потеряли к ним интерес.

Выбор нового символа дорожных развязок – российских подлодок – тоже не случаен. Много десятилетий Швеция страдала так называемой перископной болезнью, проявлениями которой являлись образы советских, а затем и российских подлодок, всплывающих в воображении испуганных обывателей. Находятся свидетели, которые уверяют, что видели поднятые перископы чуть ли не в центре Стокгольма. «Находили» вражеские подлодки и в других городах, причем случалось, в весьма далеких от побережья.

Власти и газеты сами провоцировали «лодочную истерию», периодически объявляя вознаграждение за обнаружение неизвестных плавучих объектов. В подавляющем большинстве случаев «подлодки» оказывались либо сорвавшимся с привязи лодочным причалом, либо торчащим из воды бревном, либо косяком сельди. Единственный случай, когда «враг» был пойман с поличным, произошел 27 октября 1981 года. В этот день советская дизельная субмарина села на мель в шведских территориальных водах, в районе военно-морской базы Карлскруна. Согласно версии, которую обнародовали советские власти, инцидент был связан с ошибкой в навигации. Многие шведы до сегодняшнего дня не верят в это объяснение. Реальная причина появления субмарины в секретном районе до сих пор обсуждается российскими и шведскими экспертами. Возможно, именно в память об этом событии и был водружен первый «перископ» на дорожной развязке в Сконе. Очевидцы утверждают, что увидели его впервые именно 27 октября.

Опубликовано в номере «НИ» от 9 ноября 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: