Главная / Газета 10 Августа 2012 г. 00:00 / В мире

Месса в стиле хип-хоп

Христиане Западной Европы ищут нетрадиционные пути к Богу

Максим ВИКТОРОВ, Сергей МАНУКОВ

Интересно наблюдать за международной реакцией на процесс по делу Pussi Riot. В разгар суда над девушками госдепартамент США, будто в насмешку над российскими либералами, выпустил доклад об ущемлении прав верующих в России: прослыть атеистом для американского политика – значит поставить крест на карьере. Промолчал Израиль, где по закону тому, кто хулит имя божье в священном месте, грозит длительный тюремный срок. А в Западной Европе даже появились комментарии, в которых процесс над панк-группой назван антихристианским актом. Это неудивительно: в Старом Свете в понимании христианства за последнее время произошли разительные изменения.

Однополые церковные браки стали в Западной Европе обычным явлением.
Однополые церковные браки стали в Западной Европе обычным явлением.
shadow
Как это ни покажется странным, но концерт рядом с алтарем для протестантов Западной Европы не является таким уж необычным делом. Так, церковь Всех святых в Стокгольме стала пионером в проведении техно-месс, проводящихся там с прошлого года. От обычных богослужений их отличают стробы под потолком и современные музыкальные композиции в стиле «техно», слова которых порой не имеют никакого отношения к христианству.

Автор идеи техно-месс – 27-летний священник Олле Идестрём – считает, что таким образом в храмы получится привлечь молодежь. Прихожане в возрасте с пониманием отнеслись к этому нововведению, тем более что число молодых людей на мессах действительно выросло. Кроме того, новшество Идестрёма не было воспринято общественностью как нечто революционное. В Швеции уже проводились и джаз-мессы, и рок-мессы, и даже хип-хоп-мессы. Для привлечения верующих используются и другие способы: бесплатные обеды, например. Или установки специальных устройств для массажа тел тех, кто слушает проповеди.

Уже почти никого в Западной Европе не удивляют и не возмущают гей-венчания. Однополым церковным браком сочетаются даже политики, включая глав государств. Пионером тут оказалась Исландия. В 2010 году премьер-министр этой страны Йоханна Сигурдардоттир повенчалась с писательницей и драматургом Йониной Леосдоттир, с которой перед этим она прожила браком около десяти лет. Известие о венчании главы кабинета было встречено колокольным звоном.

Абсолютно обычное явление для современной Западной Европы – женщина-священник. Она может быть даже главой церкви. С октября 2009 года по февраль 2010-го председателем Совета Евангелической церкви Германии была Маргот Кессман, известный либеральный теолог. И хотя она ушла с этого поста после громкого скандала (полиция задержала ее за вождение машины в пьяном виде), Кессман и по сей день является одной из самых популярных личностей Германии. Пока еще экзотичны в Западной Европе священники, открыто заявляющие о своей нетрадиционной сексуальной ориентации. Но и они есть, как и священники-транссексуалы. Так, например, в Великобритании с 2005 года в городке Росс-он-Уай, что в графстве Хефордшир, в местной англиканской церкви трудится дьякон Сара Джонс. Сейчас ей 52 года. Первые 29 лет своей жизни она была мужчиной и носила имя Колин. Преподобный епископ Энтони Приддис, рукоположивший Джонс в дьяконы, отвергая упреки критиков, не устает повторять, что Сара, как и все люди, «создана и любима богом». А значит, вполне может помогать нести слово божье людям.

Разумеется, не стоит считать, что западноевропейские верующие единодушны в своем либеральном отношении к переменам в церквях. Скандалы, вызывающие упреки в адрес священников в «нетолерантности», время от времени вспыхивают даже в Скандинавии. Один из главных аргументов консервативных священников – последовательное падение посещаемости храмов.

Интересное исследование о посещаемости церквей провел сайт religioustolerance.org, попытавшийся установить, сколько людей в разных странах посещают церковь хотя бы раз в неделю. Выяснилось, что нет проблем с наполняемостью храмов на Мальте, где в церковь регулярно ходят 75% населения. Чуть ниже показатель в Польше – 63%. Много народа хотя бы раз в неделю ходят в церковь в Ирландии (46%). Правда, там с этого года посещаемость храмов начала стремительно снижаться. А вот в Испании, испокон веков считавшейся оплотом католицизма, церковь регулярно посещают только 21% взрослого населения – меньше, чем в соседней Португалии (29%) и Италии (31%).

Обращает на себя внимание низкая посещаемость храмов в Скандинавии, где церковные нововведения особенно сильно распространены. В Норвегии и Дании церковь регулярно посещают лишь 3% жителей, а в Финляндии и Швеции – по 5%. Любопытно, что на Севере Европы вместе с тем который год растет число местных жителей (не иммигрантов!), принимающих ислам.

Однако сторонники церковной либерализации не склонны воспринимать эти данные в трагических тонах. «Цифры не главное: церковь вовсе не должна заниматься бездумным увеличением числа прихожан, – сказал «НИ» либеральный церковный активист из Швеции Ларс Свенссен. – А что касается критики консерваторов, то можно им напомнить, что в основе христианского вероучения лежит любовь. Вере действительно противоречит только то, что угнетает человека, заставляет его лгать и страдать. О прочем так сказать нельзя».

Опубликовано в номере «НИ» от 10 августа 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: