Главная / Газета 27 Февраля 2012 г. 00:00 / В мире

Пикет за пакет

Польские железнодорожники грозят забастовкой, которая может сорвать чемпионат Европы по футболу

ВИКТОР ШАНЬКОВ, Варшава

Сегодня работники ряда предприятий железнодорожного транспорта Польши намерены провести упреждающие пикеты перед министерством транспорта страны. Железнодорожники грозят в дальнейшем начать бессрочную общенациональную акцию протеста, прекратив движение поездов на всей сети железных дорог страны, если руководство приватизированных предприятий отрасли PKP Cargo i TK Telekom не выполнит принятые на себя в минувшем году обязательства по социальному пакету для работников этих предприятий. Забастовка железнодорожников, если она затянется надолго, может сорвать чемпионат Европы по футболу, который состоится в Польше этим летом.

Железнодорожную отрасль страны после приватизации в 2005 году государственного объединения РКР (Польские государственные железные дороги) периодически изрядно трясет. Огромные дотации из госбюджета не приносят должного эффекта. Протяженность железнодорожного полотна в Польше составляет 20 360 км. При этом польские поезда опаздывают чаще, чем где бы то ни было в ЕС. Подвижной состав стремительно стареет: более 26% локомотивов и вагонов имеют возраст более 28 лет, более 40% железнодорожных путей классифицируются как требующие немедленной замены и опасные для передвижения поездов, –перевозчики упрямо сокращают линии региональных перевозок. С 2005 года на «поддержку штанов» 10 приватизированным предприятиям, появившимся на руинах РКР, из госбюджета было перечислено 11 млрд. 340 млн. злотых (примерно 3,8 млрд. долларов). И все без толку: деньги уходят будто в песок. Однако лидер железнодорожной «Солидарности» Хенрик Гримел в беседе с «НИ» не исключил, что все это делается намеренно для входа на польский рынок железнодорожных перевозчиков из Западной Европы. По его словам, министр транспорта Славомир Новак игнорирует социальные обязательства, взятые перед работниками отрасли его предшественником Цезарием Грабарчиком, о чем в минувшем году между профсоюзами железнодорожников и экс-министров был подписан договор.

Железнодорожники добиваются не только социальных гарантий, но и «подушки безопасности» на случай увольнения, а также участия в приватизационных активах предприятий отрасли – получения каждым из работников отрасли акций предприятий в зависимости от стажа работы. Они намерены сражаться до конца. Лидеры профсоюза даже пригрозили правительству, что могут сорвать проведение в стране ЕВРО-2012, если их требования не будут выполнены. Предстоящая в июне футбольная феерия по расчетам экономистов и так окажется не настолько доходной, как это считалось ранее. А если случится забастовка, по подсчетам польских экономистов, мелкие лавочники, изготовители и продавцы сувениров, а также владельцы маленьких семейных гостиниц недоберут примерно 20% прибыли. Предприниматели шутят, что, если польский бизнес хочет получить более-менее приличную прибыль во время ЕВРО-2012, он должен молиться за немецкую, английскую и французскую сборные. Как считают в Польше, только болельщики этих команд приедут, несмотря ни на какие забастовки в случае, если их любимцы выйдут в заключительную стадию турнира.

Опубликовано в номере «НИ» от 27 февраля 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: