Главная / Газета 18 Ноября 2011 г. 00:00 / В мире

Отличники Закона Божьего

В Польше спорят о том, нужно ли отменять в школах уроки религии

Виктор ШАНЬКОВ, Варшава

Пока в России ломают копья вокруг необходимости введения в школьную программу предмета «Основы религиозных культур и светской этики», в соседней Польше обсуждается другая школьная реформа – отмена преподавания Закона Божьего в школах. Идея реформы принадлежит главному сюрпризу польской политики – антиклерикальному либертарианскому «Движению в поддержку Януша Паликота», получившему на последних парламентских выборах 40 депутатских мандатов. Среди всех экстравагантных идей этого движения (типа, легализация марихуаны, однополых браков и т.д.) отмена Закона Божьего воспринимается особенно неоднозначно. Почему – разбирался корреспондент «Новых Известий».

Поляки могут не ходить в костел: он сам приходит к ним еще в школьные годы.<br>Фото: EPA
Поляки могут не ходить в костел: он сам приходит к ним еще в школьные годы.
Фото: EPA
shadow
Как ни удивительно это прозвучит для российского читателя, но Закон Божий ввели в школьную программу в Польше еще при коммунистах. Первый секретарь Польской объединенной рабочей партии товарищ Владислав Гомулка посчитал, что, разрешив этот предмет, советская власть хоть немного подправит свой далеко не блестящий имидж в глазах поляков – нации, в чьей истории католическая вера издавна играла особую роль. После отставки Гомулки политика коммунистического руководства ужесточилась, Закон Божий из школьной программы исчез, но в 1991 году после распада советского блока триумфально вернулся и даже стал обязательным для получения аттестата.

Тех, кто предполагает, что на уроках религии польские школьники хором поют псалмы и клянут дарвинизм, ждет разочарование. Ничего этого нет. Предмет, где школьникам сообщают о том, что Адама сотворил Бог по своему образу и подобию, вполне гармонично уживается с биологией, где учат, что человек произошел от обезьяны. Есть разве что необычные преподаватели: Закон Божий обычно проводят либо ксендзы ближайших костелов, либо монахини – сестры-законницы. «Мне нравится ходить на уроки религии, – говорит корреспонденту «НИ» 10-летняя Ивона Жабокрицка.– Сестра рассказывает нам об Иисусе Христе, о Матери Божьей, о том, как распяли Сына Божьего, как он воскрес. И мы часто обсуждаем разные жизненные ситуации, проблемы, и сестра нам подсказывает, как эти проблемы можно решить. У нас все в классе ходят на урок религии». Приятная для школьников деталь: по Закону Божьему не ставят двойки. По этому предмету вообще нет экзаменов. Критерий оценки здесь – посещаемость и активность в дискуссиях.

Преподавать религию в польских школах начинают очень рано, от подготовительных классов. Занятия длятся по часу два раза в неделю. Школьники, чьи родители являются представителями иных конфессий, освобождаются от занятий по религии. «Но у нас даже те детишки, чьи родители мусульмане или евреи, хотят ходить на такие занятия. И некоторые из них ходят, если родители позволяют: сидеть одному в пустом классе, дожидаясь своих однокашников, скучно», – рассказывает «НИ» завуч одной из варшавских школ Янина Лихчевска. Польское законодательство, кстати, не запрещает уроки религий для представителей других конфессий, но только со своими священнослужителями. Однако некатолический Закон Божий для Польши, где поляки-католики являются подавляющим большинством населения, – экзотика. Дело в том, что преподавательские услуги костела должно оплачивать образовательное учреждение. Приглашать же для двух-трех мусульман или евреев их религиозных пастырей, как признается пани Лихчевска, для школы очень накладно.

Так почему же все-таки тысячи поляков поддерживают инициативу экстравагантного польского политика Януша Паликота отменить этот вроде бы не обременительный предмет? Это легче понять, если повнимательнее присмотреться к тем, кому уроки религии нравятся – той же девочке Ивоне. Ее родители – очень верующие люди. Прозрение, как уверяли они корреспондента «НИ», пришло к ним в день смерти Яна (Иоанна) Павла II. Будучи тогда уже не первой молодости, пара решила родить еще одного ребенка, которого назвали Яном – в честь усопшего Кароля Войтылы. Мало того, глава семейства в день смерти Папы Римского бросил пить. Теперь семья не только каждое воскресенье ходит в костел на мессу, но и дважды в день молится дома и, естественно, троих своих детей воспитывает в религиозном послушании. А среди нынешнего поколения поляков такая религиозность – явление хоть и по-прежнему нередкое, но все же не такое частое, как раньше. Соцопросы фиксируют четкую закономерность: чем старше поляк, тем он более привержен костелу. Скептическое отношение к религии или даже атеизм в Польше – удел подрастающего поколения, не помнящего времена коммунистических гонений на религию и воспринимающего Закон Божий как нелепый анахронизм. В 2009 году студенты Лодзиньского университета провели опрос среди школьников о том, чем они занимаются на уроках религии. Половина опрошенных ответила, что там они выполняют домашнее задание по другим дисциплинам, треть – общается с друзьями, а 5% попросту спят.

Мнение учителей польских школ, как выяснили «НИ», поделено ровно поровну – в соответствии с возрастом преподавателей. Молодое поколение педагогов предпочло бы, чтобы эти два часа в неделю, посвящаемые изучению религии, были отданы на изучение более жизненных, насущных предметов. Старшее же поколение преподавателей в большинстве своем придерживается противоположного мнения. «В современном мире очень много агрессии, – говорит пани Лихчевска, – а уроки религии в значительной мере гасят эту агрессию, с детства учат детей оценивать свои поступки в категории «добро-зло». Религия всегда была для Польши составной частью жизни народа, ее национально определяющим колоритом, и именно поэтому нам не нужно отказываться от уроков религии в школе».

Опубликовано в номере «НИ» от 18 ноября 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: