Главная / Газета 9 Сентября 2011 г. 00:00 / В мире

Руками не трогать

Межкастовые проблемы остаются в Индии неприкасаемой темой

Маргарита КОСТРИКОВА

Недавно в Индии с большим шумом отметили довольно неоднозначную дату: день рождения Фулан Деви. Недолгая жизнь этой женщины будто бы списана со страниц приключенческого романа. Она была проституткой, потом лидером банды, прославившейся десятками убийств и грабежей, потом сдалась властям, стала депутатом парламента и погибла в 2001 году от пули. Что же заставило тысячи человек выйти на улицы индийских городов, чтобы почтить память этой, мягко говоря, сомнительной личности? Ответ одновременно и прост, и сложен: для миллионов индийских «неприкасаемых» Фулан Деви стала символом сопротивления низших каст высшим. А в том, что, несмотря на усилия индийских властей, кастовое неравенство в Индии отнюдь не преодолено, убедился на своем опыте корреспондент «НИ».

Конфликт бедных и богатых в Индии – это еще и межкастовый конфликт.
Конфликт бедных и богатых в Индии – это еще и межкастовый конфликт.
shadow
Харидвар – один из семи священных для индуистов городов. Сюда, на берега величественного Ганга, приезжают паломники из Индии. Здесь же корреспондент «НИ», первый раз оказавшаяся в этих краях, увидела странную женщину. Она была почти полуголой: видимо, кто-то пытался стащить с нее одежду. На ее лице были свежие синяки и кровоподтеки. Похоже, кто-то ее ударил еще и по ногам: она сидела прямо на земле. Каково же было мое удивление, когда в ответ на мою просьбу заняться этой женщиной местный полицейский... занялся мной. Он говорил со мной подчеркнуто грубо, внимательно изучал мой паспорт и интересовался, с какой целью я прибыла в Харидвар. Если бы не вмешательство моего знакомого – достаточно высокопоставленного индийца, вполне вероятно, мне бы пришлось отправиться в полицейский участок до выяснения личности. Самым же удивительным было поведение жителей «трижды священного Харидвара». Избитой женщины для них как бы не было. Они обходили ее, даже не пытаясь оказать ей помощь. Впрочем, похоже, что она ее и не ждала. Женщину очень удивило то, что я вызвала полицию и вообще заинтересовалась ее судьбой.

Как объяснил мне мой знакомый, избитая принадлежала к одной из низших индийских каст, которых иногда достаточно метко именуют «неприкасаемыми». Это потомки неарийского населения страны, занимающегося «позорными», с точки зрения правоверного индуиста, занятиями – выделыванием кож, например. Считается, что представитель вышестоящей касты одним только прикосновением к ним оскверняет себя. Касаться их можно разве что кулаком, что некоторые и делают. «Неприкасаемым» запрещено посещать некоторые «священные» места, к каковым относятся и определенные районы Харидвара. Есть целая система запретов, которые, в соответствии с канонами индуизма, изгои общества обязаны соблюдать. Один из них – не просить о поддержке у тех, кто выше по кастовой иерархии. Поэтому женщина если и ждала от кого помощи, то только от представителя своей касты.

«Конституцией Индии дискриминация по кастовому принципу запрещена, – говорит «НИ» доктор Виджай Сингх из университета Калькутты. – Для далитов (в переводе с хинди «угнетенные» – так в Индии политкорректно именуют представителей низших каст, чьи названия зачастую звучат как обидные прозвища. – «НИ»), – есть система квот в высших учебных заведениях и при приеме на работу. В Дели или крупных городах вы, вероятно, не встретились бы ни с чем подобным тому, что вы увидели. Однако в провинции и особенно в сельской местности такое, к сожалению, встречается». Действительно, сообщения о нарушениях прав представителей низших каст приходят в основном из деревень и маленьких городков.

Точной статистики на этот счет не существует. Да если бы кто-то и поставил своей целью ее вести, это было бы нелегкой задачей. На далитов нападают не только члены воинствующих организаций индуистских фанатиков, но и отдельные личности, чтящие отмененные законом, однако по-прежнему действующие многочисленные кастовые запреты. Нередко нападения на далитов расцениваются как межрелигиозные столкновения: многие «неприкасаемые» переходят в другие религии – чаще всего в христианство.

А «королева бандитов» Фулан Деви, чья банда, кстати, орудовала в соседнем с Харидваром штате Уттар-Прадеш, была из тех немногих, кто демонстративно нарушал кастовые запреты. Она ела за одним столом с представителями высших каст, возносила молитвы богине Дурге, что строжайше запрещено для таких, как она. Ее люди посмели даже поднять руку на одну из самых уважаемых индийских каст – раджпутов. 14 февраля 1981 года они устроили резню в раджпутской деревне Бехмаи, убив 30 человек, виновных, по мнению Фулан Деви, в преследовании далитов. «Бойня дня святого Валентина» тоже, как ни странно, отмечается некоторыми ее последователями. А некоторые раджпуты, возможно, отмечают 25 июля – день, когда в 2001 году Фулан Деви застрелил человек, выживший в резне в Бехмаи.

Опубликовано в номере «НИ» от 9 сентября 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: