Главная / Газета 26 Марта 2010 г. 00:00 / В мире

Мегаполис без начала, без конца

По данным ООН, к 2050 году 70% населения Земли станут горожанами

СЕРГЕЙ ЛАВИНОВ

Всемирный форум по проблемам урбанизации, завершающийся в пятницу в Рио-де-Жанейро, прогнозирует появление на планете в ближайшие 40 – 50 лет обширных городских районов с населением свыше 100 млн. человек каждый. Крупнейшие мегарегионы возникнут в Китае, Индии, Бразилии, а также на западе Африки. Что касается России, то мы, как и Западная Европа, остаемся в стороне от этих процессов.

Фото: AP
Фото: AP
shadow
Специалисты ООН отмечают, что многим горожанам в самых разных странах мира урбанизация не по душе, и они стремятся вырваться «на волю». Сельские жители, напротив, все чаще хотят перебраться в мегаполисы. Исследования социологов показывают, что вторых значительно больше. Процесс урбанизации стал главным демографическим феноменом ХХI века. Разрастаясь, города сливаются и образуют мегарегионы или, как их еще называют в ООН, «бесконечные города», тянущиеся на сотни километров, где могут проживать десятки миллионов человек. Об этом подробно рассказывается в докладе «Состояние городов мира», который раз в два года готовит Программа ООН по населенным пунктам (UN-Habitat).

Как отмечается в этом документе, в прошлом году человечество преодолело важный рубеж – отныне горожан на нашей планете больше, чем сельских жителей. Хотя еще не так давно – 60 лет назад – соотношение было явно в пользу селян: 70% против 30%. Но к середине этого столетия все может сложиться с точностью до наоборот. «Сейчас более половины человечества живет в городах, – заявила на форуме в Рио-де-Жанейро директор UN-Habitat танзанийка Анна Тибайжука. – А к 2050 году горожанами будут более 70% населения Земли». К тому времени городское население развивающегося мира достигнет 5,3 млрд. человек. Из них на Азию придется 63% (3,3 млрд.), а на Африку – почти 25% (1,2 млрд. человек). Явный контраст будет представлять городское население Европы, которое вырастет незначительно: с немногим более 900 млн. человек сейчас до 1,1 млрд. человек в 2050 году.

Самым крупным мегарегионом, по прогнозам специалистов из UN-Habitat, станет гигантское слияние Гонконга, Шэньчжэня и Гуанчжоу на юге Китая со 120 млн. человек населения. В Японии крупный мегарегион образуют Нагоя, Осака, Киото и Кобе. Его население, считают демографы, уже к 2015 году должно достичь 60 млн. Бразильский аналог, состоящий из Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, вместит до 43 млн. Такое же объединение городов в Западной Африке протянется на 600 км, охватив мегаполисы сразу четырех государств: Нигерии, Бенина, Того и Ганы.

В дальнейшем еще более крупным обещает стать мегарегион, который свяжет с помощью «морских коридоров» и посредством 77 отдельных городов четыре мегаполиса: Пекин, Пхеньян, Сеул и Токио. Правда, учитывая неравномерность уровней социально-экономического развития здешних городских гигантов, в этом регионе особенно возрастает риск технологических катастроф, не говоря уже о возможных этнополитических конфликтах. Тем не менее в целом в докладе UN-Habitat развитие мегарегионов оценивается как явление положительное. Исследования специалистов показывают, что 40 крупнейших мегарегионов занимают небольшую часть площади обитаемой поверхности планеты, но при этом на ней проживает 18% населения Земли. На их долю приходится 66% всей экономической активности планеты и около 85% технологических и научных новинок. «В 25 крупнейших городах мира сосредоточено более половины всего земного богатства. Еще выше концентрация в Индии и Китае, где половина богатств приходится на пятерку самых больших городов», – подчеркнул один из авторов доклада UN-Habitat профессор Сорбонны мексиканец Эдуардо Лопес Морено.

Правда, этот рост уже приводит к беспрецедентному увеличению городской площади. Например, численность населения Лос-Анджелеса в 1975 – 1990 годах выросла на 45%, а занимаемая им территория за это же время увеличилась втрое. Многие специалисты считают «расползание» больших городов симптомом будущих «болезней», потому что оно резко увеличивает расходы на транспорт, потребление энергии, требует больше ресурсов и наносит немалый ущерб экологии.

Опубликовано в номере «НИ» от 26 марта 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: