Главная / Газета 18 Марта 2010 г. 00:00 / В мире

Золотые маршруты

Дания и Канада бьются за арктический фарватер

АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ, Стокгольм

Канадские власти объявили, что с 1 июля вводят обязательную регистрацию крупнотоннажных судов, следующих арктическим маршрутом через Северо-западный проход, который пролегает между Канадой и датской Гренландией. Это решение Оттавы уже вызвало резкие протесты Копенгагена, к которым в перспективе может присоединиться и Вашингтон. Споры вокруг контроля над заполярным судоходством обостряются, затрагивая интересы все большего числа государств. К ним относится не только северная Россия, но и далекий от Арктики Китай.

Глобальное потепление открывает реальные перспективы использования новых морских маршрутов в Арктике, значительно сокращающих путь между Северной Америкой, Европой и Юго-Восточной Азией. Таких маршрутов на сегодня два: это Северо-западный проход, идущий между Канадой и датской Гренландией, и Северо-восточный, тянущийся вдоль арктического побережья России. В мире разгорается борьба за контроль над этими поистине «золотыми дорогами», постепенно очищающимися ото льда.

Так, в недавнем докладе Cтокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI), посвященном арктическим амбициям Китая, говорится, что КНР, хотя ее границы и далеки от Северного полюса, будет добиваться участия в управлении обоими северными морскими маршрутами на том основании, что львиная доля товаров, которые станут по ним транспортироваться, будет предназначена для Китая или произведена на его территории. Но это в перспективе, пусть и неотдаленной. Пока же страны, заинтересованные в эксплуатации морских путей в Арктике, получили новую и весьма серьезную пищу для размышлений.

Министр транспорта Канады Джон Бэрд объявил, что с 1 июля этого года Оттава введет обязательную регистрацию крупнотоннажных судов, следующих через Северо-западный проход. Сделано это будет, по словам министра, ради повышения безопасности мореплавания в Арктике и снижения риска экологической катастрофы. Канада готовилась к этому шагу давно и просчитывала вызванные им международные последствия. Еще прошлым летом, объезжая Северные территории, премьер-министр страны Стивен Харпер заявил, что правительство собирается ввести обязательную регистрацию судов в Северо-западном проходе, хотя и ожидает протестов со стороны некоторых государств.

Первой подняла свой голос Дания, ведущая территориальный спор с Канадой в районе Северо-западного прохода. Между двумя государствами уже много лет ведется так называемая «флажная война» за крошечный островок Ханса, расположенный между Канадой и Гренландией. Военные экспедиции обеих стран периодически устанавливают на скалистом клочке суши свои национальные флаги, и это каждый раз вызывает бурную дипломатическую реакцию противоположной стороны. Упорная борьба за незначительный по площади остров объясняется тем, что его обладатель может провозгласить своей собственностью важный участок Северо-западного прохода, а значит – монопольно контролировать и весь стратегический маршрут.

Канада считает Северо-западный проход своими территориальными водами, остальные приарктические государства, в том числе США и Дания, настаивают на его «общемировом» статусе. «Я крайне удивлен поступком Оттавы. Очень важно, чтобы Северо-западный проход оставался международным фарватером. Где это видано, чтобы какая-либо отдельная держава объявила его своими водами и вводила принудительную регистрацию судов! Если мы на это согласимся, то косвенно признаем право этой страны на владение проходом. Она скажет, что, мол, ведь все признали обязательную регистрацию, значит, согласились с нашими территориальными претензиями», – заявил спикер по внешнеполитическим вопросам датской правительственной партии «Венстре» Микаэль Ааструп Енсен.

Министр иностранных дел Дании Лене Есперсен объявила, что МИД Дании обратится к Канаде с требованием дать разъяснение по поводу причин ввода судового регистра. «Мы договорились с другими государствами о том, что все спорные политические и юридические вопросы, касающиеся Арктики, будут решаться на основании общих договоренностей. Канада ранее соглашалась с нашим мнением, что решить проблему можно лишь на основе общего согласия», – прокомментировала позицию своей страны Лене Есперсен.

Нильс Синдаль, представитель Дании в Северном совете, объединяющем государства Скандинавии и Финляндию, сообщил, что по инициативе Копенгагена на апрельском саммите организации будет поднят вопрос «канадского регистра». Дания собирается, заручившись поддержкой Северного совета, добиваться передачи решения вопросов, касающихся порядка прохождения судами Северо-западного прохода, Международной организации мореплавания (IMO), входящей в структуру ООН.

Опубликовано в номере «НИ» от 18 марта 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: