Главная / Газета 26 Февраля 2010 г. 00:00 / В мире

Тяжесть низких цен

Крупнейшая в Бельгии торговая сеть не выдержала кризиса

АЛЕКСАНДР МИНЕЕВ, Брюссель

Сотрудники бельгийских филиалов торговой сети «Каррефур» проводят пятидневную забастовку. Стачка началась после того, как в среду руководство сети объявило план реструктуризации. До июня закрываются почти 30 из семи десятков гипермаркетов, предстоят массовые сокращения. Местные аналитики отмечают, что известная во всем мире фирма оказалась колоссом на глиняных ногах.

Необычно легко найдя место на огромном паркинге гипермаркета «Каррефур» на окраине Брюсселя, корреспондент «НИ» увидел неожиданную картину. Администраторы отделов, кассиры и охранники торгового центра стояли плотной толпой у входа, закрывая путь покупателям и вручая им вместо рекламы наскоро напечатанные листовки. «Будем бастовать, пока нам не предложат приемлемые условия, – рассказала «НИ» давно знакомая завсегдатаям магазина старший кассир Шанталь. – Я здесь работаю с 1971 года и пережила пять смен вывесок. Надеюсь, что эта не последняя». Как выяснилось, забастовали и другие «Каррефуры» по всей Бельгии. Первая в стране торговая сеть парализована стачкой до ближайшего понедельника.

Руководство французской торговой сети «Каррефур», которая уже 10 лет господствует в розничной торговле Бельгии, объявило о реструктуризации и сокращениях в среду. Уже решено начать с увольнения 1672 сотрудников. Конечно, претендентов на торговые площади не придется долго искать. Но они диктуют свои условия сделки, и увольнений может быть гораздо больше. Покупателям тоже придется привыкать к смене ассортимента и поставщиков. Но в этом-то как раз нет трагедии.

К истории «Каррефура» в Бельгии очень точно подходит латинский афоризм sic transit gloria mundi («так проходит мирская слава»). Еще свежи в памяти смены вывесок на гипермаркетах, когда буквы Carrefour с сине-красным логотипом появились вместо названий бельгийской сети Super GB и британской Bigg’s, съеденных французским гигантом. Однако этим его аппетит не был утолен, и после гипермаркетов он скупил остававшиеся у бельгийской GB супермаркеты. Родившаяся в 1959 году во Франции группа «Каррефур» сделала в 1963 году революционный для того времени шаг – открыла первый во Франции гипермаркет в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Сегодня это номер два в мировом ритейле после американского «Уол-Марта»: 15 тыс. магазинов в 31 стране мира, 3 млрд. покупателей в год, 490 тыс. сотрудников (в том числе 140 тыс. во Франции). «Каррефур» – первый в Европе и седьмой в мире наниматель рабочей силы. От Франции и Марокко до Китая и Малайзии он реализует все, что нужно покупателю: продукты, бытовые товары, электронику, туристические и финансовые услуги, горючее и страховые полисы.

И вот горькое разочарование. Упал потребительский спрос, и подешевели продукты. Никогда еще за последние лет пять овощи зимой не были такими дешевыми. Другие сети выдержали, а «Каррефур» не смог. Бельгийские экономисты видят причину в том, что главный магазин страны, превратившись почти в монополию, перестал «ловить мышей», не искал, не следовал за новшествами. Рентабельность давно хромала, щедрые зарплаты и социальные пакеты не соответствовали прибылям, коммерческая стратегия была весьма туманной, менеджмент – нестабильным, профсоюзы – глухими к новшествам. В отрасли с жесткой конкуренцией за каждую подобную ошибку приходится платить наличными. Хозяевам «Каррефура» остается верить, что на Бельгии свет клином не сошелся, и потери можно возместить на рынках Восточной Европы и Азии. Кстати, эта торговая сеть собиралась прийти в Россию, но кризис перечеркнул все планы.

Опубликовано в номере «НИ» от 26 февраля 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: