Главная / Газета 18 Февраля 2010 г. 00:00 / В мире

Пиратское следствие

Уголовным преследованием сомалийских разбойников займется датская полиция

АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ, Стокгольм

Несмотря на то что Аденский залив патрулируют военные корабли нескольких государств, в том числе России, пираты из Сомали по-прежнему чувствуют себя вольготно. За последние два года более чем вдвое возросла стоимость страховок судов, работающих в этом районе Мирового океана. Но морские разбойники уверены в своей безнаказанности: после задержания их, как правило, через некоторое время отпускают. Покончить с этим юридическим вакуумом решила датская судоходная компания Clipper Project, подавшая на пиратов заявление в полицию. Следствие будет вестись в Копенгагене.

Морские бандиты из Восточной Африки впервые попадут под следствие.<br>Фото: AP
Морские бандиты из Восточной Африки впервые попадут под следствие.
Фото: AP
shadow
На международном рынке в последнее время появился даже новый вид услуг, предоставляемых потенциальным жертвам сомалийских пиратов, – страхование от всех рисков. В него включена выплата выкупа в несколько миллионов долларов, а также переговоры с пиратами и медицинская реабилитация освобожденных заложников. Ситуация сложилась вроде бы совсем безысходная. Даже тех пиратов, кого ловят с поличным и передают в тюрьмы соседней с Сомали Кении, с которой у западных стран есть соответствующее соглашение, как правило, отпускают. Дело в том, что при всей очевидности совершенных ими злодеяний отсутствуют заявления от потерпевших.

Эксперты говорят о юридической абсурдности происходящего: еще ни один вид преступлений не был столь безнаказанным, как пиратство у берегов Африки. Теперь, похоже, правовой вакуум исчезнет. Датская компания Clipper Project заявила на пиратов в полицию. Осенью 2008 года принадлежащий ей контейнеровоз CEC Future был захвачен морскими разбойниками, которые освободили судно спустя 70 суток. Clipper Future выкупила свою собственность за 1,5 млн. долларов. «Мы подали заявление в полицию по обвинению в вымогательстве», – прокомментировал в интервью датской газете Politiken действия компании ее директор Пер Гуллеструп. По его словам, никакое другое пароходство в мире, ставшее жертвой пиратов, пока подобного шага не сделало.

Объясняется это прежде всего юридической сложностью такого рода дел, а также туманными перспективами их успешного окончания. «Наш случай типичен в этом отношении. Юристам компании пришлось провести огромную подготовительную работу, прежде чем мы решились идти в полицию», – рассказывает г-н Гуллеструп. CEC Future шел под багамским флагом, экипаж состоял из представителей разных стран, пираты были сомалийскими, нападение произошло в международных водах, а оператор судна находился в Копенгагене. По словам Пера Гуллеструпа, датчанам, однако, удалось найти зацепку для начала уголовного преследования бандитов: «Датское законодательство, как выяснилось, позволяет вести это «международное» дело в нашей стране, поскольку шантаж был направлен на администрацию, находившуюся в Дании. Экономический ущерб также понесла датская компания»,

«Требуя выкуп, пираты звонили с борта судна, находившегося в международных водах. Но звонок был принят в Копенгагене, что, с точки зрения закона, позволяет рассматривать датскую столицу как место совершения преступления и вести расследование здесь» – так прокомментировал неожиданный иск эксперт по правонарушениям на море из Университета Южной Дании Биргит Фельдманн, консультировавший Clipper Future. Датская полиция, по признанию Пера Гуллеструпа, с большой неохотой взялась за это дело, не желая получить очередной «висяк», расследование которого к тому же потребует больших затрат. «Следующим шагом датских властей станет объявление пиратов в международный розыск, – рассказывает о возможном развитии ситуации Биргит Фельдманн. – Пока пираты находятся на территории Сомали, где царит беззаконие, ничего не поделаешь. Но около сотни из них сидят под стражей в Кении, хотя заявлений ни на кого из них нет. Можно будет проверить этих людей, а также тех, кого удастся задержать в будущем».

Действия Clipper Future поддерживает Дан Термансен, командир датского корабля Absalon, проведшего несколько успешных операций по задержанию пиратских групп. «Заявление в полицию – разумное решение, которое может иметь серьезные международные последствия, – утверждает он. – Это единственный способ надолго упрятать бандитов за решетку. Когда ведем патрулирование в море и встречаем подозрительных людей, мы их фотографируем и снимаем отпечатки пальцев. Собранный нами и другими военными кораблями банк данных можно будет использовать для судебного преследования лиц, объявленных в международный розыск».

Опубликовано в номере «НИ» от 18 февраля 2010 г.


Актуально


Регионы


Смотрите также

В Африке впервые в мире прошел конкурс красоты для альбиносов (ВИДЕО)


Художнику придется худо

Сына Муаммара Каддафи заочно приговорили к смерти

Демократия в опасности

В Тунисе введено чрезвычайное положение

Килограмм долларов

Из-за гиперинфляции в Зимбабве исчезнет своя валюта

В Южном Судане похищены 89 мальчиков в возрасте старше 12 лет


Пирамида противостояния

В Стране фараонов вновь накалилась обстановка

Египетские власти пошли на непопулярные меры


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: