Главная / Газета 5 Февраля 2010 г. 00:00 / В мире

Нация за рулем

Что поражает российских туристов на дорогах Америки

ВЛАДИМИР МАШАТИН, Бостон. Фото автора

Автомобиль в США – это больше, чем роскошь и средство передвижения. Это образ жизни американцев, это сама жизнь. Общественного транспорта в небольших городках нет никакого, отсутствуют даже тротуары, так что машина – единственное средство передвижения, за исключением школьных автобусов. Туристу во многих штатах без машины тоже не обойтись. Дело даже не в том, что передвигаться на автомобиле быстрее и дешевле. Путешествуя самостоятельно, можно увидеть гораздо больше и лучше понять эту непростую страну.

shadow
Среднестатистический американец – самый вежливый, самый благоразумный и всегда готовый прийти на помощь водитель. В Америке автомобиль водят ВСЕ. Начиная c шестнадцатилетних школьников и заканчивая глубокими стариками. Для пожилых людей управление автомобилем – практически единственный способ передвижения и развлечений. Хотя государство и старается отобрать у них это право, устраивая после 80 лет повторные тесты и сдачу экзаменов по вождению, многие девяностолетние старцы продолжают «шнуровать» хайвэи на спортивных кабриолетах.

В школах с 11-го класса все ездят на собственных авто. Здесь не существует стереотипа о том, что женщина за рулем – плохой водитель. Женщина – водитель явление более частое, чем мужчина за рулем. Дети и старики, управляя автомобилем, чувствуют себя комфортно, прежде всего потому, что нравы на дорогах не такие жесткие, как у нас, а примеры российского дорожного беспредела вызывают у водителей недоверчивый смех.

Автомобильные права являются основным средством идентификации граждан, служат полноценным удостоверением личности. Паспорт с собой никто не носит. Приятно пролетать в автомашине миля за милей по гладкому американскому асфальту! Но хотя платные автострады в Америке представляют собой чудеса инженерного искусства, родные российские заплаты на бесплатных местных дорогах, дыры в асфальте от зимней соли и чугунные крышки смотровых колодцев не дают забывать любимую родину.

shadow Существуют три главные святыни дорожного движения в Америке: пожарный гидрант, школьный автобус и Его Величество Пешеход. Разумность запрета парковки в 6-метровой зоне всегда исправного пожарного гидранта не вызывает сомнений. Штрафы за это нарушение поражают воображение! В Америке всегда очень серьезно относились к перемещению детей по дорогам и улицам городов. Школьная зона обозначена многочисленными мигающими желтыми светофорами, всевозможными надписями на асфальте и знаками, запрещающими движение со скоростью более чем 20 миль в час. Утром и днем, когда начинаются и заканчиваются школьные занятия, специальные «детские полицейские», часто это женщины, работающие на полставки, перекрывают улицы и переводят детей через дорогу к дому. Все машины послушно стоят. Когда детей везут в школьном автобусе на уроки или домой и кому-то из школьников нужно выйти или войти в салон, водитель откидывает специальный знак «Стоп» на борту автобуса, включая световую «полицейскую» сигнализацию. В тот момент, когда маленький Джон спускается по ступенькам школьного транспорта в объятия встречающей его мамы, автомобильная жизнь на дороге полностью замирает. Объехать остановившийся школьный автобус с мигающими сигнальными огнями – самое страшное преступление для американских водителей! В автомобильной Америке «уступание» дороги пешеходу проявляется очень демонстративно. Автомобиль замирает на улице, которую собирается пересечь человек, находящийся еще на тротуаре.

Первое ощущение, что водители в США очень пассивны. Обгонять, даже если встречная полоса свободна на 2 мили вперед, никто не будет. Образующиеся медленные пробки на узких дорогах никого не волнуют. Скорость принято превышать на 5–8 миль от разрешенной – за это не штрафуют. А вот уже за 10 миль превышения выпишут громадный штраф в 200 долларов.

На основных четырехрядных магистралях лимит скорости – 65 миль в час, что достаточно медленно для этих прекрасных дорог. С «разрешенным» превышением скорости в 10 процентов, получается чуть больше 70 миль. Так и ездят! Скорость вашего автомобиля могут измерить из движущейся полицейской машины в попутном или встречном направлении, а также из традиционных засад в кустах на хайвэях и лесных дорожках. В штате Массачусетс остановить и выписать штраф может только тот полицейский, который физически замерил вашу скорость. Поэтому они ее меряют, потом догоняют и останавливают вас. Вам пришлют по почте штрафную квитанцию с фотографией вашего автомобиля, сделанную городской видеокамерой или полицейским-оператором с вертолета. За рулем можно выпить, но немного. Лимит, после которого полицейский может выписать штраф, равняется двум банкам пива.

shadow Есть некоторые забавные детали в американских правилах вождения. При перестроении водитель в Америке обязан посмотреть через плечо – проверить, есть ли машины позади. Использование зеркал заднего и бокового вида имеет вспомогательное значение. Нам это кажется странным. Также у российского автотуриста вызывает недоумение наличие знака «Стоп» на каждой улице, ведущей к одному перекрестку. Если перекресток нерегулируемый, то обходятся без «помех справа». Подъезжая к такому месту, все сначала останавливаются, а потом первым едет тот, кто первый подъехал к перекрестку. Во многих штатах разрешен поворот направо на «красный» после остановки, если позволяет движение и нет запрещающей надписи. Двойная сплошная желтая линия имеет то же значение, что и в Европе: ее пересечение запрещено. Но если вы сворачиваете на дорогу, ведущую к дому или выезжаете с нее на шоссе, пересечение двойной сплошной разрешено и не будет приравниваться никаким американским гаишником к выезду на встречную полосу с последующим арестом ваших водительских прав. Европейскому водителю необходима постоянная внимательность и при простейших маневрах перестроения на автострадах, поскольку в Америке разрешено обгонять с обеих сторон.

И вот что очень важно: в США запрещено останавливать автомобили для проверки документов вне стационарных пунктов, условно говоря местного ГАИ. Никто не имеет права останавливать человека или автомобиль для какой-либо проверки, если нет нарушения закона или дорожных правил. Американские полицейские, что удивительно для россиянина, работают на вас и фактически вас защищают. Чтобы отвыкнуть от напряжения в присутствии полицейского, многим российским гражданам требуется продолжительное время. Рассказы о похождениях придорожных милиционеров с полосатыми палочками американцами воспринимаются как анекдоты. Если ваш автомобиль остановил полицейский, выходить из машины и говорить: «Слышь, командир, давай договоримся...» – крайне не приветствуется. Полицейские здесь взяток не берут.

Опубликовано в номере «НИ» от 5 февраля 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: