Главная / Газета 27 Января 2010 г. 00:00 / В мире

Золотая лихорадка в Поднебесной

Китай выходит на первое место по потреблению драгоценного металла

СЕРГЕЙ ЛАВИНОВ

Еще в 2007 году Китай обошел Южную Африку и стал крупнейшим производителем золота на планете. Сейчас специалисты Мирового золотого совета утверждают, что в этом году КНР должна стать и главным потребителем этого драгоценного металла, оттеснив с первого места Индию.

Жители КНР активно скупают и ювелирные изделия, и слитки.<br>Фото: AP
Жители КНР активно скупают и ювелирные изделия, и слитки.
Фото: AP
shadow
По информации Китайской ассоциации золота, в 2009 году потребление металла в стране превысило 450 тонн и было на 13,7% больше, чем в позапрошлом году (395,6 тонн). Стремительно растущий спрос китайцев специалисты рассматривают как один из факторов роста мировых цен на золото. Если в январе 2009 года оно стоило около 750 долларов за тройскую унцию, то 3 декабря установило рекорд – 1226 долларов. И хотя сейчас цена опустилось до 1095 «зеленых», она все равно намного выше уровня последних нескольких лет. По четвертому кварталу 2009 года данных еще нет, но в третьем квартале спрос на золото в КНР вырос на 12,2% по сравнению с тем же периодом 2008 года и достиг рекордных 120,3 тонн. Китайцы хотят золота в любом его виде. Если во всем мире спрос на «рыжие» драгоценности упал на 30%, то в КНР он вырос на 8%. Одновременно практически на треть увеличились инвестиции в золото физических лиц.

Альберт Чен, директор департамента Дальнего Востока в Золотом совете, подчеркивает, что такой всплеск интереса к золоту частично объясняется продолжающимся ростом экономики и благосостояния китайцев, что позволяет им вкладывать деньги в товар, традиционно воспринимаемый в стране как символ роскоши. «Любовь китайцев к золоту уходит корнями в глубь веков, – объясняет он. – На свадьбах в Поднебесной невеста должна иметь хотя бы одно золотое украшение, иначе это будет уже не свадьба».

Конечно, Китай далеко не единственная страна, в которой с пиететом относятся к драгоценному металлу, но аналитики совета подметили интересную особенность. В то время как другие основные потребители золота – в Индии, Турции и на Ближнем Востоке – жалуются на высокие цены, в КНР они считаются… положительным фактором. Китайцы, наверное благодаря еще одной своей национальной черте – любви к риску и азарту, любят вкладывать деньги, когда цены находятся на подъеме. Неудивительно, что самый большой в стране золотой магазин – столичный «Кайбай», который наряду с украшениями продает и слитки (в том числе весом до 50 кг), сейчас постоянно заполнен покупателями. В особенно горячие дни его посещает до 10 тыс. человек в день. В 2008 году компания продала золота на 3,5 млрд. юаней (около 550 млн. долларов), а за первые 11 месяцев прошлого года – на 4,1 млрд. Кстати, пик продаж драгоценного металла по традиции приходится на китайский Новый год, который в этом году будет праздноваться 14 февраля. Так что все еще наверняка впереди.

Для многих китайцев, особенно представителей среднего класса, покупка золота сейчас не просто дань традициям, но и долгосрочная инвестиция. Перед кризисом был повышенный спрос на ценные бумаги, но они оказались чересчур рискованным даже для китайцев. Поэтому, пообжегшись на акциях, жители Поднебесной, которые могут себе это позволить, сейчас вкладывают свободные деньги в золото. Такой же тактики придерживается и правительство КНР. В прошлом году официальный Пекин сообщил, что покупает драгметалл с 2003 года и за шесть лет увеличил национальный золотой запас с 600 до 1054 тонн. Большая часть покупок совершается на внутреннем рынке. По информации Китайской ассоциации золота, в прошлом году правительство купило рекордные 330 тонн, что значительно больше, чем в 2008-м (282 тонн).

По сообщениям китайских газет, очень активно спекулируют на золоте бывшие владельцы угольных компаний, чьи предприятия были национализированы. Вместо того чтобы приобретать новые шахты, они энергично скупают золотые рудники. Их не смущает, что в некоторых из них еще даже не начата добыча драгоценного металла – покупки совершаются для дальнейшей перепродажи таким же, как они сами, спекулянтам, когда цены поднимутся. Таким путем деньги зарабатываются значительно быстрее, чем при традиционной добыче полезных ископаемых.

Так же как покупатели в «Кайбае», бизнесмены относятся к золоту не просто как инструменту инвестиций, а как к растущему в цене активу. Конечно, без рисков здесь не обойтись: в то время как большинство специалистов предсказывают рост цены на золото в долговременной перспективе, есть и такие, кто предупреждает о внезапном и резком падении. По их логике никто не мог предвидеть такого бурного роста цен на желтый металл, который еще в 1999 году стоил всего 252,8 доллара за унцию. Поэтому цены могут точно так же внезапно рухнуть вниз.

Опубликовано в номере «НИ» от 27 января 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: