Главная / Газета 28 Августа 2009 г. 00:00 / В мире

Саамские близнецы

Коренные жители Швеции хотят быть похожими на своих норвежских братьев

АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ, Стокгольм

Двенадцать черепов, хранящихся в запасниках государственного исторического музея в Стокгольме, стали причиной серьезного межнационального конфликта в Швеции. «Мертвые головы» были похищены шведскими учеными из саамских могил на кладбище северного поселка Йоккмокк в 1915 году для проведения расово-биологических исследований. Саметинг (региональный парламент саамов) требует вернуть останки прародителей на родину для торжественного перезахоронения. Исторический музей отказывается, ссылаясь на высокую научную ценность «объектов», возраст которых доходит до 800 лет.

Жители шведского севера увлеклись национальным возрождением.<br>Фото: AP
Жители шведского севера увлеклись национальным возрождением.
Фото: AP
shadow
Саамы подозревают, что официальный Стокгольм, руководствуясь политическими и экономическими причинами, дал негласное указание музейщикам «держать оборону». «Посмотрим, как бы заговорили шведы, если бы саамские исследователи похитили серебро из замков аристократии и отказывались его вернуть под тем предлогом, что оно необходимо им для проведения шаманских обрядов», – саркастически заявил один из саамских активистов, добивающихся прекращения «почти столетнего надругательства» над святынями. «Любопытно, что о древнем возрасте черепов и их ценности для исследователей музей вспомнил лишь сейчас, когда мы потребовали возвращения реликвий. До сих пор они просто пылились в запасниках без всякой пользы», – заметила в этой связи на встрече с журналистами Роз-Мари Хуува, саамская поэтесса, собирающая подписи под петицией к правительству с требованием вмешаться в спор и поддержать 30-тысячное коренное население.

«Черепа необходимы для исследований, это настоящие сокровища, которые нельзя зарывать в землю», – стоит на своем директор исторического музея Ларс Амреус. Впрочем, в последние годы Швеция, следуя примеру других западных государств, основательно почистила свои кладовые в поисках реликвий, связанных с колониальным прошлым. К примеру, этнографический музей торжественно передал канадским индейцам племенной тотем, вывезенный из-за океана в XIX веке, Лундский университет вернул австралийским аборигенам несколько черепов их предков. Исторический музей в Стокгольме сам обратился к правительству страны с просьбой удовлетворить ходатайство представителей коренного населения Гавайских островов о передаче на родину пяти черепов туземцев тихоокеанского архипелага, вывезенных в Швецию в 1880 году для расовых исследований. «В возвращении этих останков истинным хозяевам заключено гигантское символическое значение», – торжественно мотивировал свое обращение к правительству все тот же Ларс Амреус. Дело в том, что Швеция в XIX – начале XX веков была мировым лидером по расово-медицинским исследованиям. У антропологов Третьего рейха расово-биологический институт, действовавший в городе Упсала, стал образцом для подражания. Шведские «спецы» разделили тогда человечество на обладателей «коротких черепов», являвшихся, по их мнению, признаком неполноценности, и «длинных», носители которых – в основном лица германской расы – считались наиболее продвинутыми представителями гомо сапиенсов. С «неполноценными» рекомендовалось не вступать в сексуальную связь во избежание деградации нации, а им самим следовало всячески препятствовать в попытках продолжения рода. Для разделения людей «на чистых» и «нечистых» и дальнейшего развития расовой теории шведы свозили на родину сотни черепов со всего света, измеряя их вдоль и поперек. Любопытно, что к обладателям «коротких» черепов эксперты из Упсалы отнесли не только саамов, но и финнов, хотя с самой Финляндией Швеция поддерживала самые тесные и дружеские отношения.

Крах Третьего рейха заставил Швецию отказаться от продолжения подобных изысканий. Сохранившиеся «предметы исследований» были выброшены на помойку или заняли место в музейных запасниках и университетских хранилищах. Однако с саамскими черепами случилась заминка. Ведь речь идет о борьбе за куда большие ценности, чем старые кости. Саамы, еще в XVII веке населявшие почти половину территории нынешней Швеции, были с тех пор оттеснены далеко на Север. В последние годы, однако, они все активнее борются за свои права. Они хотят вернуться к своим «историческим корням», требуя передать им в собственность земли, на которых их предки традиционно занимались оленеводством, рыболовством и охотой. При этом шведские саамы указывают на пример соседней Норвегии, ратифицировавшей Конвенцию ООН по коренным народам и вынужденной следовать ее положениям. В частности, норвежские саамы имеют преимущественное право на эксплуатацию земель на севере страны. Официальный Стокгольм, как полагают представители коренного населения, держится за черепа, чтобы не дать саамам почувствовать вкус победы. Ведь в таком случае последуют новые притязания, которые со временем могут обернуться гигантскими убытками для шведской экономики.

Опубликовано в номере «НИ» от 28 августа 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: