Главная / Газета 1 Апреля 2009 г. 00:00 / В мире

Колесо спасения

США и Россия по-разному подходят к поддержке автопроизводителей

МИХАИЛ КАЛМАЦКИЙ, БОРИС ВИНОКУР, Чикаго

Президент США Барак Обама обнародовал давно ожидаемый план спасения американского автопрома. По сути, он отказал в помощи гигантам автомобилестроения General Motors и Chrysler, потребовав, чтобы компании сначала выполнили взятые ранее обязательства модернизации производства. Практически в то же время Россия дала свой ответ на просьбу крупнейших отечественных автопроизводителей оказать им финансовую помощь. Они получат все, что просили, без особых условий.

Интересно, что в плане Обамы не фигурирует компания Ford, которая, несмотря на снижение уровня продаж, продолжает попытки справиться с невзгодами финансового кризиса самостоятельно. Что же до General Motors и Chrysler, то в ответ на обещания полного обновления продукции и перехода на выпуск машин нового поколения они еще в прошлом году получили солидную финансовую помощь от Белого дома: GM – заем в 13,4 млрд. долларов, Chrysler – 4 млрд. Однако совсем недавно обе эти корпорации вновь запросили у администрации помощь – 16,6 и 5 млрд. соответственно. В довершение ко всему General Motors в прошлом месяце пригрозила даже закрыть десятки дилерских компаний, торгующих ее автомобилями, и уволить 47 тыс. рабочих и служащих, то есть пойти на 20-процентное сокращение штата.

Объявляя новый план спасения отрасли, Обама отказал в помощи обеим компаниям. Он поставил перед ними жесткие условия – выполнить сначала ранее принятые обязательства. Президент заявил, что автомобилестроители «должны сделать больше того, что делали раньше» ради сохранения своего уровня конкурентоспособности и лидерства на мировом рынке. «Мы больше не можем приносить извинения за несостоятельные решения, – подчеркнул Барак Обама. – Мы больше не можем допускать, чтобы наша автомобилестроительная индустрия зависела от постоянных субсидий».

Впрочем, дверь в Белый дом перед двумя гигантами все же не закрыта. Президент все-таки пообещал им «адекватную их работе финансовую помощь». При этом руководство General Motors в течение 60 дней должно представить план реорганизации компании, который должен полностью удовлетворить современные запросы глобального рынка автомобилестроения. По мнению Обамы, компания Chrysler оказалась в «более рискованном» положении. А поскольку в такой ситуации время особенно дорого, он дал руководству компании всего 30 дней, чтобы разрешить все спорные вопросы о слиянии с итальянской компанией Fiat. Если переговоры окажутся успешными, президент пообещал выделить Chrysler дополнительно 6 млрд. долларов. План Барака Обамы не исключает также возможности контролируемого Белым домом банкротства General Motors и Chrysler – для освобождения этих фирм от миллиардных долгов.

В день объявления нового плана, касающегося автопрома, председатель совета директоров General Motors Рик Вагонер под жестким давлением президента США ушел в отставку. Его сменил Фриц Хендерсон, исполнявший обязанности президента компании и директора производственного сектора. Представители администрации Обамы на этой неделе посетят Детройт, где находится штаб-квартира GM. Там они намерены обсудить конкретные шаги по реорганизации компании и перспективы открытия линии выпуска нового поколения машин, работающих на альтернативных видах энергии. Словом, Америка не бросит свой автопром в тяжелые кризисные времена, но только при условии, что он признает свои ошибки и примет эффективные меры для их исправления.

Российскому автопрому в этом плане куда проще. Власти решили просто ему дать денег, не выдвигая каких-либо особых условий и требований. Самый большой кусок антикризисного пирога получит «АвтоВАЗ» – 25 млрд. руб. Это всего на миллиард меньше, чем просил у властей завод, однако даже эта огромная сумма не дотягивает до общего долга концерна перед банками – 44 млрд. руб. Министр промышленности и торговли Виктор Христенко отметил, что экономическая ситуация на предприятии не позволяет использовать для господдержки стандартный механизм госгарантии и субсидирования процентных ставок. Поэтому деньги будут предоставлены одному из основных акционеров«АвтоВАЗа» – госкорпорации «Ростехнологии», которая, в свою очередь, предоставит автоконцерну беспроцентную ссуду на длительный период. Премьер Владимир Путин попросил поторопиться с оформлением всех необходимых для этой операции бумаг, дав указание закончить весь процесс к 10 мая. Однако до мая надо еще дожить, что без денег сложно. А потому уже в ближайшее время госбанки выделят «АвтоВАЗу» кредит в размере 8 млрд. руб. – ровно столько, сколько автоконцерн у них попросил.

Другие отечественные автопроизводители также могут рассчитывать на поддержку государства, но в более скромных масштабах. «Группа «ГАЗ» получит госгарантии на более чем 4 млрд. руб. для полной реструктуризации своей задолженности перед кредиторами. Предприятию могут вернуть переплаченные налоги в размере 2 млрд. руб., а государство закупит продукцию автозавода еще на 9 млрд. рублей. «КамАЗ», просивший у правительства 10 млрд. на завершение уже начатых инвестпроектов, получит госгарантии на 4,6 млрд. Те же госгарантии на сумму 5 млрд. получит Sollers.

Научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что заявленные меры по поддержке российского автопрома малоэффективны. «Автопром поддерживать нужно, но необходимо, чтобы и его продукция производилась на нормальном технологическом уровне, – заметил «НИ» эксперт. – У нас есть протекционизм, но нет принуждения к прогрессу. В 90-е годы «ВАЗ» получал большую поддержку от государства, но технологической перестройки производства не произошло».

По мнению эксперта, поддерживая автоконцерны, власти руководствуются несколькими причинами: «Во-первых, спасают рабочие места, поскольку автопроизводство с учетом комплектующих – это более 1,5 млн. занятых. Во-вторых, автопром имеет большой кумулятивный эффект – он вытаскивает за собой значительный кусок нашей экономики. Любое государство с населением свыше 40 млн. человек должно иметь автомобильное производство, потому что это эффективный способ развития экономики».

Однако, по мнению специалиста, выделение денег без требований к технологическому обновлению не поможет решению проблем отрасли. «Эти деньги дают на латание дыр, и, как только средства закончатся, все проблемы вернутся, – убежден г-н Делягин. Экономист приводит в пример одного из основателей американского автопрома Генри Форда, который говорил: если у вас есть 1 млн. убытка и 1 млн. долларов и вы покрываете этими деньгами свой убыток, то это не значит, что вы вышли в ноль. На самом деле вы потеряли уже 2 млн., потому что потратить деньги при той же системе, которая принесла вам убыток, – значит, получить еще большие потери.

Опубликовано в номере «НИ» от 1 апреля 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: