Главная / Газета 4 Декабря 2008 г. 00:00 / В мире

На радость бюргеру

В Германии продолжается снижение цен на бензин и продукты

АДЕЛЬ КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен – Аугсбург

В центре внимания немецких СМИ в эти дни оказался доклад Совета экономических экспертов при правительстве ФРГ, в котором канцлера Ангелу Меркель предупреждают о неминуемой для страны рецессии. По данным Федерального ведомства статистики, объем промышленного производства упал за два последних месяца на 3,6%, несет убытки германский экспорт. В то же время, как убедилась корреспондент «НИ», потребителя все эти трудности пока не слишком волнуют, благо цены на бензин и продукты существенно снизились.

Презрев традиции, немцы стали ходить за покупками даже по ночам.
Презрев традиции, немцы стали ходить за покупками даже по ночам.
shadow
Сложилась парадоксальная ситуация. Чем больше мировые СМИ вещают о начале конца эпохи материального благополучия, тем лучше становится настроение у немецкого бюргера. Во всяком случае, в то время, когда он делает покупки. Скажем, заправив автомобиль, германский гражданин удовлетворенно констатирует: если еще три месяца назад за литр бензина надо было заплатить 1 евро 55 центов, то сейчас топливо стоит, по крайней мере, на 43 цента дешевле. То есть на одной полной заправке машины немец сегодня в среднем экономит порядка 30 евро.

С этими сэкономленными 30 евро в кошельке он приходит в магазин и тут к немалой радости своей отмечает, что подешевели, причем значительно, очень многие продукты. Речь идет о молоке, сливочном масле, твороге, соках, сахаре, муке, кофе, яйцах и далее по списку. Причем неожиданное снижение цен на продовольственные товары порой достигает 30% от недавней стоимости.

Крупнейшие в Германии сети продовольственных магазинов Aldi, Penny и Lidl, а также более дорогие Edeka и Tengelman официально объявили о снижении цен на товары, подчеркивая, что речь идет не о временной акции, а о долгосрочном изменении общего прейскуранта. Не исключено, что в ближайшем будущем их примеру последуют другие сети супермаркетов. Розничная торговля объясняет подобную «уценку» основных продуктов питания падением мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары, а также последствиями финансового кризиса. В таких условиях торговцы используют все мыслимые и немыслимые возможности, чтобы привлечь в магазины максимальное количество покупателей, и не скрывают этого.

Так, почти в ночь с минувшей пятницы на субботу («почти», потому что немцы традиционно рано ложатся спать, и ни один магазин, как правило, позже восьми часов не работает) во многих городах прошла акция, называемая на английский манер Shopping night. Магазины торговали до полуночи. Корреспондент «НИ» поучаствовала в этом мероприятии в баварском городе Аугсбург не столько с целью отовариться, сколько чтобы удостовериться, что немцы способны ходить по магазинам в столь позднее время.

Способны, да еще как! И, будучи людьми дисциплинированными и экономными, они, все как один, буквально заполонили магазины одежды и бытовой техники. Конечно, это не было похоже на смертоубийственные гонки за уцененными товарами на распродажах в США, но тоже впечатляло.

Толпы людей шли довольные и непременно с покупками. Я спросила у стайки девочек-тинейджеров, только что купивших на свои карманные деньги какие-то обновки в крупнейшем магазине Karlstadt, удачные ли получились приобретения. «Еще бы, – прозвучал ответ. – Кофточки ровно в два раза дешевле, чем вчера». Спрашиваю, а если бы вы пришли за ними завтра? «А вдруг завтра кризис кончится, и все вдвое подорожает», – шутка была вполне ожидаемой. Но моим собеседницам опасаться пока нечего. Кризис в сочетании с перепроизводством многих видов товаров еще долго будет благотворно, с точки зрения покупателей, влиять на цены.

Надо сказать, что в своем докладе Совет экономических экспертов при правительстве ФРГ однозначно прогнозирует, что скорых улучшений ждать не стоит. Более того, из-за нервозности рынков и слабого спроса четвертый квартал этого года по всем основным показателям будет хуже третьего. Правда, при этом правительственные эксперты предсказывают, что весной 2009 года наступит медленное оживление конъюнктуры.

Ознакомившись с этими прогнозами, канцлер Ангела Меркель признала, что в период кризиса появляются очень серьезные проблемы. Так, средств, которые федеральные власти планируют выделить на оживление конъюнктуры, явно будет недостаточно. Экономисты считают, что для стимулирования германского рынка потребуется от 0,5 до 1% ВВП, то есть от 12,5 до 25 млрд. евро. Но самое печальное в оценках экспертов то, что в 2009 году в Германии впервые за последние четыре года на 35 тыс. человек увеличится армия безработных.

Опубликовано в номере «НИ» от 4 декабря 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: