Главная / Газета 2 Июня 2008 г. 00:00 / В мире

Невеселый молочник

Европа охвачена массовыми протестами разоренных фермеров

РОМАН ДОБРОХОТОВ

Англия, Германия, Голландия, Бельгия, Швейцария, Люксембург, Латвия, Литва – половину Европы за считанные дни охватили массовые митинги фермеров-молочников. Протестующие требуют повышения закупочных цен. А вот в США, где молоко дешевле, напротив, растет возмущение высокой стоимостью этого продукта. Разбираясь в этом парадоксе, «Новые Известия» выяснили: завышение цен – результат неэффективности производства. И России это касается далеко не в последнюю очередь.

Вчера в Риге прошла массовая протестная акция производителей молока. Вообще-то она должна была состояться на день раньше, но была перенесена из-за другого масштабного мероприятия в этом городе – гей-парада. Молочники, как ни странно, заинтересовали рижан даже больше, чем секс-меньшинства. На Домской площади более тысячи латышей выстроилось в очередь с пустыми бидонами, и организаторы акции не обманули их ожидания: 6 тонн молока было бесплатно роздано всем желающим. Требования у молочников такие же, как и у их коллег из других стран Европы, где прошли аналогичные акции: повысить закупочные цены. Надо сказать, латыши нашли очень удачный способ заручиться поддержкой населения, в отличие от, например, немцев и швейцарцев, которые попросту отказались продавать молоко национальным ритейлерам, или бельгийцев, вылившим несколько тонн своей продукции на землю. А ведь поддержка населения – совсем не маловажный аргумент в споре между производителями и продавцами молока. Последним гораздо проще завоевать общественное одобрение, ведь чем выше закупочные цены, тем дороже продается молоко. Фермерам же особенно сложно добиться понимания потребителей в условиях роста мировых цен на продовольствие.

Европейские продавцы молока могут для пущей убедительности сослаться на американский опыт: в мае Международная Ассоциация производителей молочной продукции (МАПМП) выступила с осуждением недавнего решения министерства сельского хозяйства США, постановившего поднять цену молока, производимого фермерами 14 юго-восточных штатов страны. Представители МАПМП утверждают, что в регионе не наблюдается каких-либо перебоев, связанных с поставками молока, равно как и его дефицита, что делает решение американского правительства необоснованным.

«Мы уверены, что нынешнее, неоправданное увеличение стоимости молока способно причинить вред потребителю и без того страдающему от непомерных цен на продукты питания первой необходимости, – говорится в официальном заявлении МАПМП. – Во времена, когда стоимость продуктов неуклонно растет, мы должны сохранить молоко доступным для каждого». Казалось бы, американские производители играют себе во вред, но на самом деле у них свой коммерческий резон: в ассоциации опасаются, что рост цен снизит спрос на продукцию.

По мнению экспертов, американский рыночный подход более адекватен, причем в конечном итоге он выгоднее и производителям, и продавцам, и потребителям.

«Цены на сырое молоко в США и так в среднем на четверть ниже, чем в Европе, – рассказал «НИ» исполнительный директор Молочного союза России Владимир Лабинов. – Поэтому дело вовсе не в заниженных закупочных ценах. Просто в Европе, наряду с крупными молочными хозяйствами, более эффективными и прибыльными, существует также множество мелких фермеров, у которых издержки выше. Экономические реалии вытесняют менее эффективных производителей, и они поднимают шум». По мнению эксперта, необходимо тем не менее сохранять рыночные условия в отрасли: «Там, где вместо рынка – субсидии и дотации, это проявляется в низкой эффективности производства и воровстве, причем цены для потребителей от этого только растут». Те же проблемы, как отмечает Владимир Лабинов, видны сегодня и на примере российского рынка: «В Средней полосе России цены на сырое молоко сегодня даже выше, чем в Европе. Низкий уровень менеджмента, отсталые технологии – все это ведет к увеличению издержек, а как следствие – стоимости продукции. Государственные дотации эту ситуацию не изменят. Вместо этого российские власти могли бы поддержать спрос через социальные программы».

В качестве примера господдержки спроса эксперт приводит проект социальной программы по молоку в школах: «Если каждому школьнику будут давать бесплатно по стакану молока в день, это повысит спрос на миллион тонн в год, то есть на 3% от валового производства молока в стране. И таких инициатив немало, но они почему-то никак не находят своего воплощения».

Опубликовано в номере «НИ» от 2 июня 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: