Главная / Газета 2 Апреля 2008 г. 00:00 / В мире

Открытое небо

Авиасообщение между Грузией и Россией становится все более интенсивным

ИРИНА БАРАМИДЗЕ, Тбилиси

Все больше авиакомпаний возобновляют рейсы между Россией и Грузией. Первой ласточкой – причем в буквальном смысле слова – неделю назад оказался «Боинг 737–500» грузинской авиакомпании «Айрзена», 25 марта вылетевший из Тбилиси в Москву. Вслед за ним, 27 марта, возобновила полеты в Грузию авиакомпания «Аэрофлот – Российские авиалинии». На 30 марта был анонсирован рейс из Москвы российской авиакомпании S7 (бывшая «Сибирь»), но его отложили. Грузинская компания «Национальные авиалинии» готовится к возобновлению авиарейсов в Россию в апреле, после получения нового лайнера. Однако финансовые проблемы, вызванные прекращением прямого авиасообщения между Москвой и Тбилиси, остаются до сих пор нерешенными.

Как известно, Россия закрыла свое небо для грузинских авиаперевозчиков в октябре 2006 года на фоне обострения двусторонних отношений, последовавшего за задержанием в Тбилиси группы российских офицеров, обвиненных в шпионаже. В качестве формальной причины воздушной блокады была указана задолженность грузинских авиакомпаний за аэронавигационное обслуживание полетов в российском воздушном пространстве в размере 3 млн. 600 тыс. долларов. «В настоящий момент объем просроченного долга Грузии составляет 3,6 миллионов долларов, а объем текущего – превышает 176 тысяч долларов», – заявлял тогда руководитель Федеральной навигационной службы России Александр Нерадько. «У грузинских авиакомпаний, совершающих рейсы в Россию, нет никакой задолженности», – парировала «Грузаэронавигация». Об отсутствии долгов грузинских авиакомпаний перед Россией говорил и президент авиакомпании «Грузинские национальные авиалинии» Георгий Кодуа. Предъявленную к уплате российской стороной сумму он назвал задолженностью десятилетней давности, которую должны были выплатить авиакомпании, давно прекратившие существование, и у них нет правопреемника. Более того, грузинские авиаперевозчики «Айрзена» и «Национальные авиалинии» даже намеревались через международную организацию гражданской авиации IKAO добиваться возмещения материального ущерба, который они понесли из-за воздушной блокады, объявленной Россией. Господин Кодуа сообщал тогда журналистам, что его авиакомпания наняла юридическую фирму для отстаивания своих интересов в суде, вплоть до Европейского суда по правам человека в Страсбурге.

Однако сейчас, после того как российская и грузинская стороны пришли наконец к договоренности о возобновлении прямых полетов, грузинские авиаторы наотрез отказываются говорить на тему понесенного ими ущерба или покрытия ими задолженности перед «Росаэронавигацией». После переговоров, которые недавно прошли в Москве, Россия сняла авиаблокаду. Москва заранее заручилась согласием Грузии покрыть задолженность грузинских авиакомпаний перед «Росаэронавигацией», невзирая на то, что речь шла о задолженности уже несуществующих компаний. «Мы не комментируем тему ущерба. Лидеры двух наших стран проявили политическую волю в вопросе восстановления прямого авиасообщения, что очень важно как для граждан, так и для авиакомпаний»,– сказала «НИ» руководитель пресс-службы «Айрзены» Нино Гиоргобиани. «Несмотря на то, что наша авиакомпания не имела долгов перед российской стороной, мы приняли участие в покрытии задолженности и уже выплатили 2 миллиона долларов», – добавила г-жа Гиоргобиани. Известно, что остальная часть долга будет покрыта в течение года другими грузинскими авиакомпаниями. Конкретные цифры ущерба не называются и в «Национальных авиалиниях». Однако, несмотря на это, можно предположить, что для грузинских авиакомпаний он исчисляется миллионами долларов, о чем руководители двух ведущих грузинских авиакомпаний заявляли сразу же после введения санкций.

Не комментируют данные вопросы и государственные чиновники. Как заявили «НИ» в единой транспортной администрации при минэкономразвития Грузии, вопросы установления или возмещения материального ущерба относятся к коммерческой деятельности частных авиакомпаний. Им и решать эти проблемы. «Это их прерогатива, государство не вмешивается. Мы решаем проблемы технического плана, выдачи лицензий и т.д.», – пояснила «НИ» руководитель пресс-службы единой транспортной администрации Грузии Кети Басилашвили. Аналогичной оказалась позиция и руководства грузинского минэкономразвития. На вопрос о понесенном грузинскими авиакомпаниями ущербе, заместитель министра экономразвития Грузии Вахтанг Лежава, возглавлявший грузинскую делегацию на переговорах по восстановлению воздушного сообщения, посоветовал «НИ» обратиться к авиакомпаниям.

Опубликовано в номере «НИ» от 2 апреля 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: