Главная / Газета 1 Июня 2007 г. 00:00 / В мире

Гонка Гулливеров

Корреспондент «НИ» побывал на борту самого большого в мире круизного судна

АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ, Саутгемптон – Стокгольм

Порт Саутгемптона (Великобритания) станет европейской базой нового суперкруизника Liberty of the Seas («Свобода морей»), сошедшего недавно со стапелей в финском городе Турку. А местом постоянной «дислокации» гиганта длиной 339 метров – это высота Эйфелевой башни – будет Карибское море. Спуск на воду «Свободы морей» стимулировал начало большой конкурентной борьбы среди судостроительных компаний. Причем новые суперкорабли должны стать «круизниками для народа», т.е. рассчитанными прежде всего на представителей среднего класса.

shadow
Пройдя через решетку металлодетектора и сфотографировавшись для досье судовой службы безопасности, корреспондент «НИ» влился в состав остальных 3600 пассажиров, которые попали на стальной плавучий остров. Если вспомнить кадры из фильма «Титаник» и увеличить все пропорции корабля в пять-шесть раз, можно получить некоторое представление о «Свободе морей». Ковры, сверкающая латунь и зеркала, гигантские хрустальные люстры, каюты с собственными балконами, театральный зал, площадка с искусственным льдом, небольшой Лас-Вегас для любителей пощекотать нервы, ряды бутиков и точек общепита, фонтаны и бассейны с голубой водой. Ну и, естественно, везде «лиловый негр вам подает манто».

Но, оказывается, вся эта роскошь рассчитана отнюдь не на миллионеров. Как заявил «НИ» Адамом Гольдштейн, исполнительный директор судоходной компании «Ройал Карибеан», чей флот пополнился этой «горизонтальной Эйфелевой башней», «судно для того и сделано таким большим, чтобы все многообразие развлечений было доступно представителям среднего класса: сутки круиза стоят в среднем сто евро, и при этом все включено – еда, аттракционы, выступления артистов. Сплавать на «Свободе морей» в пятидневный круиз обойдется вам едва ли дороже, чем отдохнуть на бюджетном курорте».

Почти четыре тысячи пассажиров, скинувшись по пятьсот-шестьсот евро, окупают все затраты на чартер нового «Титаника» и погружаются в роскошь пятизвездочного отеля. «Свобода морей» обошлась заказчику примерно в 900 миллионов евро, но туристы, если не случится мирового экономического кризиса, возместят расходы на строительство судна уже через пять лет.

Типичный круизный пассажир прошлого – вдова американского миллионера в голубом паричке с собачкой-истеричкой – вынужден соседствовать у открытого бассейна с многодетной рабочей семьей или парочкой студентов. Все миллионеры на рынке кончились. Судоходные компании могут развиваться, лишь привлекая среднеобеспеченную публику. Причем именно две последние категории морских туристов считаются наиболее перспективными.

Суда, подобные «Свободе морей», постепенно начинают заполнять Мировой океан. В Германии спущен на воду круизник Aida-diva длиной 252 метра, рассчитанный на 2000 пассажиров. Италия отправила в плавание Costa Serena длиной 292 метра, способную принять 3780 путешественников. Однако гонка гигантов лишь началась. Уже в следующем году по заказу «Ройал Карибеан» в Финляндии будет построено головное судно нового класса Genesis. Оно будет на 30 метров длиннее, чем «Свобода морей», и шире на десять метров.

Есть ли предел размерам туристских судов будущего?

Основными жителями плавучего города станут представители среднего класса.
shadow «Нет, чисто технических препятствий не существует, – заявил «НИ» один из руководителей строительства «Свободы морей» Тойво Илвонен, – в Европе три сухих дока, позволяющих закладывать суда-гиганты: в Финляндии, в Германии и Италии. Единственный барьер – география и ограниченные возможности портов приема».

Нашей планеты действительно становится маловато для «монстров морей». Некоторые небольшие островные государства Карибского бассейна уже сейчас жалуются, что стальные махины с тысячами туристов на борту вместе с деньгами несут разрушение и экологическое бедствие. Целый ряд островков уже закрыт для подхода круизников-гигантов. Не готов к их появлению и Панамский канал. Его ширина допускает проход судов с максимальной шириной в 32 метра. Однако уже сейчас в Мировом океане ходят круизники с 40-метровыми «боками». Панамский канал начали расширять, чтобы не упустить золотой дождь, который будет литься с судов «постпанамского» типа, но, тем не менее, как отмечают эксперты, воды Нового Света уже тесны для Гулливеров XXI века.

Заокеанский круизный флот начинает перемещаться в старушку Европу. Балтика превращается в один из самых популярных круизных маршрутов благодаря оптимальному сочетанию «вода–суша». Балтийское море небольшое, а интересных и разнообразных городов на его берегах много. Это позволяет выработать наиболее удобный для пассажиров режим путешествия: ночь в море, день – на берегу.

Все портовые города на Балтике уже сегодня готовятся к приему судов-гигантов вроде «Свободы морей». Строятся новые терминалы, стоянки для автобусов, расширяются и углубляются фарватеры. Ведь каждый пассажир круизника, по статистике, оставляет в день на берегу минимум 100 евро. Россия в этой погоне за благополучием, увы, плетется в самом хвосте. Санкт-Петербург из-за своего географического положения в глубине узкого и мелководного Финского залива не может принять суда «постпанамского» типа, а Калининградская область, выходящая побережьем в открытую Балтику, так до сих пор и не обзавелась современным торговым портом.

Опубликовано в номере «НИ» от 1 июня 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: