Главная / Газета 30 Марта 2007 г. 00:00 / В мире

ГАИ возвращается

Украина не смогла прожить без автоинспекторов

ЯНА СЕРГЕЕВА, Киев

Реформа ГАИ, объявленная президентом Виктором Ющенко в 2005 году, которая должна была привести к полной ликвидации этой службы, окончательно провалилась. В ближайшее время вся структура украинской Госавтоинспекции возродится почти в прежнем виде. Водители, уже поотвыкшие от поборов на дорогах, выражают все большее недовольство. А тут еще киевские власти оживились и под шумок стали «зарабатывать», расчищая центр города от машин с помощью бригад эвакуаторов.

Фото: AP
Фото: AP
shadow
В начале марта один из киевских районных судов вынес вердикт о незаконности решения столичной мэрии «перемещать транспортные средства». Однако эвакуаторы продолжают увозить автомобили в неизвестном направлении.

«Это просто ужас, что творится!», – возмущается водитель иномарки Андрей, который на моих глазах едва отбил свою «ласточку» от эвакуаторщиков недалеко от оперного театра. «Посмотрите вокруг! Гаишники возродились как фениксы. Уже открыли сезон охоты, а тут еще эти! Мне надо было буквально на секунду зайти в банк, и вот какая история приключилась». Андрей принципиально не дал эвакуаторщикам денег, припугнув их судом.

Очередное судебное решение – уже не первая попытка запретить эвакуацию автомашин в Киеве. Такие же постановления выносились и в 2005 году, но уже летом 2006 года мэр Киева Леонид Черновецкий снова ввел эвакуаторы. И вот история повторяется. Говорят, все объясняется деньгами: эвакуация транспорта в Киеве приносит только официальную прибыль в размере 10–12 тыс. долл. в день. За месяц сумма достигает 360 тыс. долл.

Что касается возвращения на дороги Украины исчезнувшего было человека с жезлом, то это тоже больная тема для горожан.

«Сегодня для нас враги номер один – эвакуаторщики», – сообщил «НИ» Сергей – водитель автофургона одной из крупных иностранных фирм.– Гаишники пока побаиваются нас трогать, но, чувствую, набирают силу. Уже стоят там, где я их года два не видел! Кроме того, «расконсервировали» несколько КПП в окрестностях Киева. Для гаишников это просто золотое дно!».

Еще в январе начальник Департамента ГАИ Алексей Калинский заявил, что считает целесообразным восстановление структуры Госавтоинспекции, существовавшей до ее реформирования. Более того, руководство этой службы хочет вернуть себе полномочия взимать штрафы с водителей за нарушение правил дорожного движения на месте происшествия.

Официально еще шесть лет назад Верховная рада внесла изменения в кодекс Украины об административных правонарушениях, согласно которым сотрудники ГАИ лишились права взимать штрафы на месте. Однако гаишники по-прежнему «брали», чем и довели в 2005 году президента Ющенко до решения «всех разогнать». За месяц, как обещал глава государства, «разогнать» не получилось. Только в мае прошлого года МВД отрапортовало, что структурное реформирование ГАИ закончено. В итоге личный состав сократился в два раза, зато на 40% увеличилось число сотрудников патрульно-постовой службы.

Однако политическая ситуация изменилась. С уходом в оппозицию министра внутренних дел Юрия Луценко и ослаблением позиций президента Украины Госавтоинспекция, можно сказать, ожила. Сегодня владельцы «полосатых жезлов» хотят не только, как и раньше, взимать наличные на дорогах, но и увеличить средние суммы штрафы за нарушение правил с 17,3 гривны до 51–85 гривен (10–17 долл. США), а за вождение в нетрезвом состоянии – до 800 гривен (160 долл. США).

Уже в ближайшие месяцы на службу в ГАИ вернутся более 4,5 тыс. инспекторов. В ГАИ возвращается и практика стационарных постов на дорогах – так называемых будок. Как заявил «НИ» начальник пресс-службы Госавтоинспекции Украины Геннадий Гребнев, чтобы реализовать все эти изменения, необходимы только внутренние распоряжения в МВД. И они появятся еще до лета.

«Пошумели, поиздевались и хорош. Это правильно, что руководство решило вернуться к старой, апробированной работе ГАИ. А сколько аварий, сколько жизней унесла на дорогах эта ющенковская реформа? Вместо того чтобы всех грязью поливать и тасовать по разным службам, лучше бы зарплаты увеличили!», – жалуется «гаишник» Игорь, который регулирует движение как раз неподалеку от секретариата президента. В это время прямо перед нами через двойную линию разворачивается машина и уносится прочь. «Что ж не останавливаете?», – спрашиваю инспектора. «Ты что, не видишь, какие номера?!», – удивляется страж порядка.


Грузинским патрульным исполняется три года

В августе грузинской патрульной полиции, заменившей собой госавтоинспекцию, исполнится три года. Время показало правомерность этой реформы. В отличие от гаишников, за патрульными закрепилась хорошая репутация. «Патруль взяток не берет», – утверждают многоопытные водители. А стражи порядка утверждают, что число нарушений со стороны автомобилистов пошло на убыль.
Попасть в патрульную службу можно только на конкурсной основе. Те, кого отобрали, обучаются на специальном подготовительном курсе в академии МВД страны. Возраст патрульных – от 23 до 37 лет. Своей престижной работой они дорожат. Минимальная зарплата – 450 лари (около 250 долл.). Экипированы патрульные полицейские на западный манер. У них либо темно-синяя форма, похожая на американскую, либо светло-песочная (в последнюю облачены пешие патрули). Вооружены они пистолетами израильского производства, резиновыми дубинками, электрошокерами. Разъезжают на «Фольксвагенах», которые в 2006 году при помощи США были оснащены компьютерной техникой. Теперь полицейские могут оперативно устанавливать владельцев похищенных автомобилей, определять их местонахождение. Это первый этап проекта, который обошелся в миллион долларов. Скоро американцы выделят еще один миллион, который пойдет на обновление базы данных МВД.

Ирина БАРАМИДЗЕ, Тбилиси

Опубликовано в номере «НИ» от 30 марта 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: