Главная / Газета 23 Ноября 2006 г. 00:00 / В мире

Транспортные заторы и санитарные запреты

Российско-финские переговоры могут оказаться куда продуктивнее, чем саммит ЕС–Россия

АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ, Стокгольм

Вчера ведущие газеты стран – членов Евросоюза опубликовали статью президента России Владимира Путина под названием «В Европе могут возникнуть новые разделительные барьеры». Автор призвал европейцев не поддаваться «тем, кто видит отношения ЕС и России в черно-белых тонах, пытаясь уложить их в устаревшую схему «друг или враг». Что интересно – пятничному саммиту ЕС–Россия в Финляндии будут предшествовать сегодняшние двусторонние российско-финские переговоры в Хельсинки, где на первый план выйдет застарелая проблема транспортных заторов на границе между двумя странами.

Президент Финляндии г-жа Халонен вместе с российским коллегой хочет наконец решить нелепую проблему пробок на границе с РФ.<br>Фото: AP. JUSSI NBKARI
Президент Финляндии г-жа Халонен вместе с российским коллегой хочет наконец решить нелепую проблему пробок на границе с РФ.
Фото: AP. JUSSI NBKARI
shadow
Как сообщается в пресс-релизе финского МИДа именно пограничная «транспортная проблема» станет главной темой дискуссий Владимира Путина с президентом Тарьей Халонен и премьер-министром Матти Ванханеном. Как уже неоднократно писали «НИ», через финско-российскую границу идет основной поток импорта в европейскую часть России, но пропускная способность существующих КПП не отвечает объему перевозок. Очереди трейлеров растягиваются на 30–40 километров, ожидание может длиться до нескольких суток.

Финские власти приняли программу разгрузки приграничных шоссе, ведущих из портов в Финском заливе к КПП на Карельском перешейке. В бюджете на 2007 год выделены средства на строительство дополнительных дорожных полос и парковок, на которые можно будет направлять фуры, ждущие своей очереди на пересечение границы. Однако, как заявляют министр внутренних дел Кари Райамяки и глава транспортного ведомства Сюсанна Хуовинен, без радикальной перестройки работы российских чиновников на границе проблему очередей не решить. На российской стороне, по мнению финских официальных лиц, слишком много проверяющих, представляющих различные ведомства.

Как сообщает руководство финской таможенной службы, по российскому законодательству положено взимать лишь один сбор – за регистрацию транспортного средства. Однако этот официальный налог странным образом обрастает массой других поборов, подзаконных, введенных различными ведомствами, и совсем незаконных – так называемыми «добровольными пожертвованиями», практикующимися на отдельных погранпереходах. Финские власти неоднократно обращались в Москву с требованием навести порядок в работе российской таможни, но их просьбы не были услышаны. Теперь те же самые претензии будут предъявлены лично Владимиру Путину.

«Евросоюзу в Хельсинки придется подождать. Российский президент пустит всю свою нерастраченную «энергетику» на пробивание пробок на финско-российской границе», – пишут финские журналисты, подчеркивая тот факт, что двусторонние переговоры между Суоми и Москвой в четверг могут дать больше практических результатов, чем открывающийся на следующий день саммит.

Содержащийся в статье Владимира Путина пассаж о том, что Москва надеется на превращение ЕС в «стабильного и предсказуемого» соседа, связан с недавними действиями Варшавы, заблокировавшей переговоры о заключении нового договора о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией. Эта тема должна была стать центральной на саммите в Хельсинки 24 ноября. Польша согласилась на снятие своего вето при соблюдении Москвой двух условий. Во-первых, Россия должна отменить запрет на импорт польского мяса и овощей, введенный год назад. Во-вторых, согласиться на принятие Энергетической хартии в европейской трактовке, результатом которой стала бы потеря Россией монопольного права распоряжаться своими энергоресурсами.

В роли пожарника, пытавшегося потушить разгорающийся пожар, выступил премьер Финляндии Матти Ванханен, побывавший в минувшую пятницу в Варшаве. В результате поляки вроде бы несколько снизили свои требования, согласившись дать «зеленый свет» переговорам, если ЕС убедит Москву снять запрет на импорт сельхозпродуктов. Сейчас в Польше работает санитарная комиссия ЕС, которая уже сегодня должна вынести свой вердикт. Ожидается, что польские санитарные нормы будут признаны удовлетворяющими стандартам ЕС, что вынудит Москву отказаться от своей прежней жесткой позиции. Но, как бы то ни было, вчера президент Лех Качинский объявил, что не будет участвовать в саммите ЕС–Россия, поскольку направляется в это время в Грузию, откуда прямиком поедет в Румынию. Причем его брат премьер-министр Ярослав Качинский также отказался ехать в Финляндию, поскольку у него нет полномочий для участия в подобных «встречах в верхах».

Опубликовано в номере «НИ» от 23 ноября 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: