Главная / Газета 6 Октября 2006 г. 00:00 / В мире

Небесные поборы

Европейские авиакомпании требуют отмены платы за пересечение воздушного пространства России

АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ, Стокгольм

На этой неделе девять крупнейших европейских авиакомпаний – среди них «Бритиш эйрвэйс», «Люфтганза» и «САС» – потребовали от Еврокомиссии более жесткой позиции на переговорах с Москвой об отмене роялти – сборов за использование российского воздушного пространства при беспосадочных полетах между Европой и Азией. На сегодня Россия осталась единственной страной в мире, требующей платы за использование своего воздушного пространства зарубежными перевозчиками.

Только российское небо все еще остается платным.<br>Фото: АP
Только российское небо все еще остается платным.
Фото: АP
shadow
Ежегодно зарубежные авиакомпании платят России в общей сложности около 400 миллионов долларов, перекладывая дополнительные расходы на своих пассажиров. Каждый путешественник, направляющийся из Скандинавии в Пекин, к примеру, платит около 150 «лишних» долларов за билет. В условиях общего удорожания полетов из-за роста цен на горючее и ожесточившейся конкуренции на транссибирской линии «незаконные поборы», как трактует роялти Еврокомиссия, ставят под угрозу выживание западных авиакомпаний.

Россия, по мнению Брюсселя, нарушает один из основных принципов Всемирной торговой организации о свободной торговле. «Налог на воздух», как утверждают европейцы, идет в кассу «Аэрофлота», создавая ему привилегированное положение на рынке.

«Существует версия, что Москва «мстит» Европе за введение ограничений по шуму, в результате чего большинство самолетов российского производства не могут работать на европейских линиях, однако, скорее всего, нежелание России отказаться от сбора мзды объясняется чисто экономическими соображениями, – рассказал «Новым Известиям» директор отдела воздушной политики скандинавской авиакомпании «САС» Олла Нэслунд. – Мы ежегодно платим около 20 млн. долларов, но каждая компания ведет отдельные переговоры, единого «прозрачного» тарифа не существует, поэтому можно лишь предполагать размер общей суммы. По транссибирскому маршруту регулярно летает 10–11 европейских авиакомпаний, но сколько еще азиатских и американских! В общем, есть за что биться. Формально Москва не обязана отказываться от этого надуманного налога, поскольку не подписала соответствующее международное транзитное соглашение, но ведь и Китай, к примеру, не подписал, но при этом не берет денег за воздух. В общем, это чистой воды произвол. Ведь ЕС не требует с российских самолетов платы за использование своего воздушного пространства!»

По словам Оллы Нэслунда, европейские авиакомпании возмущены и еще одним российским «эксклюзивом»: крайне сложной процедурой получения разрешений на транзитные полеты. Если бы не этот барьер, частота полетов лайнеров европейских компаний через территорию России возросла бы в несколько раз. А это, в свою очередь, дало бы Москве солидные деньги в виде вполне обоснованных сборов за диспетчерские услуги.

«В прошлом году ваш министр Греф сообщил в письме Комиссии Евросоюза, что Россия упразднит роялти к 2014 году, но мы добиваемся поэтапной отмены, которая начнется немедленно. Почему с 2014 года, а не с 2016-го или 2012-го? Никаких обоснований этого срока, насколько мне известно, министр не предоставил», – говорит Олла Нэслунд.

«Россия начала взимать поборы в 1971 году, когда самолеты не могли совершать беспосадочных перелетов между Европой и Азией, и потому были вынуждены приземляться в московских аэропортах. Русские утверждали, что, поскольку «идет движение на Москву», создаются помехи «Аэрофлоту», и потому за это надо платить, – рассказывает на веб-сайте скандинавского воздушного транспорта «Флюгторьет» историю конфликта коллега Оллы Нэслунда из политического отдела компании «САС» Анна Гилльстрем. – В 80-е посадки в Москве прекратились, но поборы остались. Русские на все упреки отвечают, что зарубежные авиакомпании платят добровольно. Ведь можно добраться до Китая и Японии, минуя российскую территорию, проложив маршрут южнее».

Однако авиакомпании, работающие на европейско-дальневосточной линии, утверждают, что эти аргументы неприемлемы. Перелет через Россию – самый короткий. Путь в обход означает потерю времени до четырех часов и дополнительные расходы на горючее, составляющие более 10 тыс. долларов за один перелет. Ситуация равной конкуренции для всех перевозчиков исчезнет.

Одновременно с Еврокомиссией переговоры с Москвой об отмене роялти и либерализации процесса выдачи разрешений на полеты ведет Швеция на двусторонней основе. Стокгольм надеется, что в случае успеха заработает аэропорт Каллакс на севере страны, построенный специально для обслуживания транссибирских перелетов. В этот аэропорт в середине 1990-х было инвестировано более 20 млн. долларов после получения устных заверений ответственных российских чиновников в скорой отмене роялти и допуске к полетам большего числа зарубежных авиакомпаний. Но с тех пор ничего не изменилось, и мечты о том, что Каллакс станет мотором, который вытащит из болота депрессии весь регион, не оправдались.

Как сообщают скандинавские СМИ, ссылаясь на источники в группе европейских переговорщиков, последним аргументом ЕС в воздушном споре с Москвой может стать угроза закрыть России вступление в ВТО.

Опубликовано в номере «НИ» от 6 октября 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: