Главная / Газета 24 Апреля 2006 г. 00:00 / В мире

Вечные скитальцы

Браконьерским кораблям из России запретят заходить в норвежские порты

АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ, Стокгольм

Правительство Норвегии подготовило постановление, запрещающее 60 российским рыболовецким судам, которые ходят под флагами «удобных» государств и занимаются браконьерством в Баренцевом море, причаливать к портам этого северного королевства. Закон должен вступить в силу в самое ближайшее время. В Осло вспоминают старую легенду о «Летучем голландце» и его капитане, приговоренном за различные преступления к вечному скитанию по морям. Примеру Норвегии вскоре готовы последовать некоторые страны ЕС, в первую очередь Испания.

Норвегия хочет обезопасить свою селедку от российских браконьеров.<br>Фото: АП
Норвегия хочет обезопасить свою селедку от российских браконьеров.
Фото: АП
shadow
Для российских траулеров, за кормой которых развеваются невиданные в северных широтах флаги Грузии, Ганы, Доминиканской Республики и Того, Норвегия уже давно стала «вторым домом». По всему побережью страны, от Бергена до Киркенеса, стоят ржавые рыболовецкие посудины из России. Одни причаливают сюда на ремонт, другие – для загрузки топливом и продуктами, третьи – для смены экипажей. Такая практика существует из-за того, что в России все эти услуги стоят гораздо дороже, а также сопровождаются массой бюрократических проволочек.

Вслед за норвежцами к бойкоту браконьеров готовятся и порты государств Евросоюза. Министр рыбного хозяйства Норвегии объездил зимой многие европейские страны, куда продается нелегальная селедка и треска из Баренцева моря, и встретил позитивный отклик властей. С Испанией, например, уже заключено специальное соглашение об отказе в приеме браконьеров, власти ряда других стран обещали ужесточить контроль за проверкой сгружаемых уловов, особенно, если речь идет о судах из «черного списка» Норвегии.

Каждый год браконьеры – в основном это траулеры с российскими экипажами – нелегально вылавливают в Баренцевом море более 100 тыс. тонн рыбы. Стоимость ее составляет несколько миллиардов долларов. Проверка установила, что россияне являются пешками в большой мафиозной игре. Всем заправляют предприниматели из той же Европы. После того, как в норвежских портах был ужесточен контроль за сдаваемой рыбой, браконьеры стали перегружать улов в международных водах на транспортные суда, ходившие под флагами «удобных» государств. Транспортники развозили рыбу по всему миру, и покупатели не слишком заботились о легальности ее происхождения.

В октябре 2004 года Россия и Норвегия заключили соглашение о запрете своим траулерам перегружать уловы на «пиратские» транспортники. Ответным шагом международной мафии стала срочная перерегистрация рыболовецких судов. Из примерно 200 траулеров под российскими триколорами, работавших в Баренцевом море, большая часть «сбежала» под юрисдикцию других государств. И вот совсем недавно власти Норвегии приняли программу, уже получившую в народе прозвище «Летучий голландец». Транспортные суда и траулеры, причастные к браконьерству, стали заноситься в «черный список» директората рыбного хозяйства Норвегии. С этого года за всеми судами, ведущими промысел в Баренцевом море, было организовано спутниковое слежение, ужесточен контроль вертолетами и кораблями береговой охраны. Регулярно обновляемый список браконьеров появляется на сайте директората и рассылается властям европейских государств. К загонной охоте на браконьеров подключились экологические организации. «Гринпис», например, провел акции протеста в портах Ростока и Клайпеды, куда отгружается значительная часть нелегальной рыбы, а контроль за сопровождающими документами практически не ведется. Плакаты «Остановите рыбаков-пиратов!» были развешаны в портах, куда пришли после путины российские («Мичуринск», «Ожерелье») и грузинские («Тифлис», «Телави», ранее также имевшие «прописку» в РФ) траулеры.

«Когда у нас появляются клиенты, мы выполняем их заявки, не спрашивая, бандиты они или честные люди. Также ведут себя все в сфере обслуживания, от магазинов до парикмахерских, – заявил по поводу грядущего запрета «нелегалам» заходить в норвежские порты директор верфи «Кимек» в Киркенесе Грегер Маннсверк. По его мнению, вопрос о вине экипажей тех или иных судов должен решать суд, а теперь морякам будут запрещать сходить на берег только на основании какого-то «черного списка». Лучше бы правительство усилило давление на Великобританию и Нидерланды, скупающие нелегальную рыбу в большом количестве, – считает г-н Маннсверк.

Власти Норвегии отвечают на эти упреки тем, что биоресурсы Баренцева моря истощаются быстро, и спасти «последний садок планеты» можно лишь экстренными мерами против браконьеров. А на страны, скупающие неквотируемую рыбу, давление уже оказывается. Возможно, вскоре и там экипажам судов из «черного списка» будет запрещено не только сдавать улов, но и вообще сходить на берег.



Норвежские военные рассказали, как история с задержанием российского траулера едва не обернулась кровавым конфликтом

Опубликовано в номере «НИ» от 24 апреля 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: