Главная / Газета 13 Мая 2005 г. 00:00 / В мире

Иногда лучше не жевать

В мире развернулась кампания по борьбе с главной напастью городских улиц

ДАНИИЛ СТУДНЕВ

В Германии накануне майских праздников местная организация партии «зеленых» земли Саар предложила ввести налог на жевательную резинку, средства от которого пошли бы на очистку улиц и площадей немецких городов от этой напасти. «Зеленые» привели цифры, которые сильно впечатлили многих депутатов бундестага: ежегодно Германия тратит на борьбу с использованной жвачкой 900 млн. долларов, что в три раза больше, чем выделяет, например, Великобритания. Парламентарии собираются принять «антижевательный» закон уже в ближайшее время.

Отскребать жвачку от тротуара – занятие очень дорогое.
Отскребать жвачку от тротуара – занятие очень дорогое.
shadow
Человечество всегда что-то жевало. Так, индейцы для укрепления зубов жевали смесь шерсти и меда, европейцы после открытия Колумбом Америки приучили свои зубы к табаку, а сами американцы, – к еловой смоле, ставшей прообразом современных жевательных резинок. В 1869 году в США был получен первый патент на изготовление жвачки, которая менее чем за 100 лет стала одним из самых распространенных в мире пищевых товаров, неотъемлемой частью массовой культуры, а также «головной болью» для уборщиков улиц всего мира.

Первым государством, начавшим борьбу с «городским бедствием» последних десятилетий, стал Сингапур. Именно в этой маленькой азиатской стране в 1992 году был введен первый в мире запрет на торговлю жвачкой. А началось все с жалобы отца-основателя этой маленькой страны экс-премьера Ли Куан Ю на то, что «выброшенная несознательными сингапурцами резинка уродует улицы, здания, автобусы и метро». В результате запрета на торговлю жевательной резинкой улицы Сингапура благодаря наступившей безупречной чистоте стали одной из достопримечательностей страны. Однако спустя 12 лет под лоббистским нажимом американцев, прежде всего Филиппа Крейна – конгрессмена от штата Иллинойс, в котором находится крупнейший мировой производитель жвачки Wrigley`s, сингапурские власти сняли свой запрет. Правда, теперь жевательная резинка продается только в аптеках и строго по рецепту врача. Также для покупки бывшего «запретного плода» житель Сингапура должен предъявить продавцу удостоверение личности и карточку со своим ID-номером. Если аптекарь продаст жвачку не по закону, то ему грозит 2-летнее тюремное заключение и штраф в 3 тыс. долларов США.

В Китае проблемой жвачки занялись в 2002 году, после того как во время Национального праздника на главной площади Пекина Тяньаньмэнь туристы понавыплевывали ни много ни мало 600 тыс. жвачек. Очистка площади тогда обошлась городу в 120 тыс. долларов. После этого Министерство науки и технологий Китая поручило китайским ученым разработать химикат, растворяющий жвачку, который бы облегчил дворникам работу по очистке городов и снизил затраты на столь неблагодарное дело. Химикат был придуман, но количество жвачек на китайских улицах не уменьшилось. Правительство КНР, наконец осознав, что в загрязнении городов жевательными резинками виноваты не только туристы, но и сами китайцы, которые ежегодно потребляют 2 млрд. жвачек, приняло закон, согласно которому за выплюнутую в общественном месте резинку полагается штраф до 50 юаней (около 6 долларов).

В Европе решили бороться с этим злом по-своему. В феврале этого года британские законодатели признали жевательную резинку одним из главных «врагов» городских улиц и занялись воспитанием нерадивых сограждан. Коммунальщики подсчитали, что на квадратный метр каждой улицы Лондона приходится 20 выброшенных жевательных пластинок. Ежегодно на уборку резинки с тротуаров уходит почти 160 млн. фунтов стерлингов (300 млн. долларов). Чтобы вернуть истраченные на очистку городов деньги, чиновники ввели налог на продажу с этого продукта. Отныне с каждой упаковки жвачки взимается одно пенни на уборку улиц, а на обертках производители резинки напоминают покупателям о существовании урн. А в центре каждого британского города уже развешаны плакаты с портретами известных людей и рисованными телеперсонажами, призывающие жителей лепить использованную жвачку прямо на них.

А как с этой проблемой борются в России? В пресс-службе департамента ЖКХ города Москвы «НИ» сообщили, что «отдельной программы борьбы со жвачкой в городе нет», а заложенные в бюджет столицы деньги на уборку улиц и проспектов подразумевают очищение последних от любой грязи, в том числе и от жевательных резинок.




Почему улицы Москвы зимой и летом одного цвета – серо-буро-пыльного

Опубликовано в номере «НИ» от 13 мая 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: