Главная / Газета 9 Августа 2004 г. 00:00 / В мире

TATI. Жизнь после смерти

Самая известная сеть французских магазинов продана по дешевке

ГЕННАДИЙ НЕЧАЕВ, ДМИТРИЙ САБОВ

Легендарная французская торговая сеть дешевых товаров TATI досталась итальянскому бизнесмену Фабио Луччи за 14,5 млн. евро. Как заявил новый владелец, из 29 магазинов он сохранит 23, а число работников сократит с тысячи до 600.

Перед сменой владельца покупатели парижских ТATI рассчитывают на внеочередные скидки.
Перед сменой владельца покупатели парижских ТATI рассчитывают на внеочередные скидки.
shadow
Те, кто бывал во Франции в советские времена, записывали адреса магазинов TATI еще до отлета. На тогдашние скудные командировочные отовариться в Париже одеждой, пусть и со споротыми лейблами, можно было только в TATI. Подтверждением чему в Москве служили бело-розовые в клеточку фирменные пакеты – своего рода символ парижского шика, с которыми, правда, в самом Париже выйти на улицу было скандально и неприлично. Что, впрочем, не мешало самим парижанам потихоньку одеваться в том же TATI.

Что правда, то правда – приличную вещь (на сезон, конечно, не более) в TATI, особенно в сезон распродаж, можно было отхватить за гроши, правда, французские. На первый взгляд, она не больно-то отличалась от того, что вы могли купить в «Галери Лафайет» или в «Самаритене». А до второго взгляда чаще всего и не доходило – шейные платки линяли, джинсы трещали, ботинки расползались по швам. В итоге от всего процесса покупки оставалось лишь стойкое убеждение, что когда продают по дешевке, продавщицы хамят одинаково – что в «ихнем» Париже, что в нашей родной Москве. Капитализм становился почему-то похожим на социализм, но на эту тему рассуждать в Москве в то время было немодно.

Лейблы на вещах, купленных в TATI, отсутствовали как класс. Исключение – халявные майки, которые магазин украшал своим собственным именем и тоннами раздавал во время «сэйлов» – или «сольдов», если выражаться на советско-парижском жаргоне 70–80-х годов. Тем не менее «распродажное ноу-хау» легендарной французской сети пережило много эпох. Сначала (она была основана в 1948-м) ее магазины стали неотъемлемой частью небогатых парижских районов. Затем они завоевали всю Францию: хозяин сети Жюль Уаки еще в 80-е хвастался журналу «Эль», что «каждая десятая невеста в стране идет под венец в его платье». Но стратегическим успехом стал прорыв на советский рынок – когда под конец 90-х TATI все же открылся в Москве, его у нас даже умудрились принять за престижный бутик.

О своем банкротстве сеть TATI объявила в июле прошлого года, когда ее оборот составил 203 млн. евро. Подорвала здоровье популярной сети магазинов конкуренция с иностранцами – когда речь идет о содержимом кошелька, прагматичным французам, как выяснилось, наплевать на патриотизм. Они дожидаются распродаж в британском «Маркс энд Спенсере» или в американском «Гэпе».

Последний хозяин «распродажной империи» Фабьен Уаки как мог развивал традиции основателя сети, князя Татищева (от его фамилии и произошла аббревиатура), но времена, видать, поменялись. Ни суперскидки (до 80%) на одежду прошлого сезона («из конца коллекции», как говорят во Франции), ни ставка на проникновение в «третий мир» (главной «мишенью» были Северная Африка и Португалия на пару с Россией), так и не смогли заменить главного покупателя – советского командированного, которому хоть умри, а без колготок жене и секретарше шефа не возвращайся. Он умер раньше TATI. Странно еще, что они после нас столько времени продержались.


Опубликовано в номере «НИ» от 9 августа 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: