Главная / Газета 21 Июля 2004 г. 00:00 / В мире

Недопетая ария Анет Микеладзе

В Батуми закрыли единственный в мире детский театр оперы и балета

АЛЕКСАНДР ХОХЛОВ

Вчера в Батуми состоялось первое заседание Верховного совета Аджарской автономной республики нового созыва. Однако его чуть не сорвали дети – участники акции протеста против ликвидации в Аджарии культурных и учебных учреждений. Среди митингующих были маленькие солисты единственного в мире детского театра оперы и балета, закрытого несколько дней назад.

9-летняя Анет и дети, принесшие Аджарии и всей Грузии международную славу,остались на улице.
9-летняя Анет и дети, принесшие Аджарии и всей Грузии международную славу,остались на улице.
shadow
Самой маленькой участнице митинга 9 лет. Анет Микеладзе пела в детском театре оперы и балета с шести лет. Вообще-то она собирается выучиться на экономиста. «Мама – врач, папа – инженер, оба получают мало, а я хочу хорошо зарабатывать, – по-взрослому рассуждает девочка. – А песни – для души».

«У нее – светлая, чистая душа, – говорит главный режиссер Батумского театра оперы и балета, народный артист Грузии Гайоз Жордания. – Когда она пела неаполитанский романс «Утренняя песня», взрослые в зале плакали. В Батуми плакали, в Тбилиси, в Москве, в итальянской Мачерате – везде, где выступал театр».

Анет теперь будет петь только дома. Детский театр закрывается. Вместе с ним в Батуми прекращают существование «взрослый» оперный театр, симфонический оркестр, государственная капелла Аджарии, школа классического балета, фольклорный ансамбль, консерватория. Министр культуры Грузии Георгий Габашвили заявил, что аджарский бюджет недостаточен для того, чтобы содержать столько объектов культуры. Министр просвещения Аджарии Александр Гегенава сказал что-то невнятное: «Понимаете, все эти объекты были открыты по распоряжению Аслана Абашидзе...» Вывод напрашивается сам собой: в рамках борьбы с «проклятым наследием прошлого» – закрыть и разогнать.

«Когда мы выступали в Москве, нам аплодировали Ростропович, Вишневская, Образцова, Табаков, Розовский, – говорит солист детского оперного 15-летний Нико Беридзе. – Все говорили, как это здорово, что в маленькой Аджарии смогли создать единственный в мире театр оперы и балета, в котором артисты – дети. Зачем все это рушить?»

Режиссер Гайоз Жордания говорит, что у мальчика уникальные вокальные данные. В 1998 году совсем еще маленький Нико пел на сцене Батумского драмтеатра вместе с Муслимом Магомаевым и Тамарой Синявской. Великие артисты все цветы, которые принесли к их ногам зрители, отдали Нико. Услышав Нико Беридзе на сцене Кремлевского дворца съездов, где детский театр из Батуми триумфально выступил в 2000 году, Зураб Соткилава просил Гайоза Жордания: «Отправь его ко мне в Москву, я помогу ему учиться, мальчишку ждет великое будущее». Жордания Нико не «отдал», он хотел сам выучить его в Батумской консерватории.

Новые грузинские власти закрывают в Батуми и консерваторию.

«Эту роскошь, которую Аслан Абашидзе содержал не на бюджетные деньги, а на деньги, украденные у народа, теперь содержать не на что», – заявил информагентствам один из грузинских чиновников.

На отправку войск на административную границу с непризнанной, но де-факто независимой Южной Осетией деньги в Грузии есть. На культуру – нет.

6 мая, после экспорта из Тбилиси в Батуми «революции роз», Михаил Саакашвили сказал на публике, что отныне центр будет «давать Аджарии, а не забирать у нее». В Аджарии люди молчали, когда приезжими из центра быстро и нахрапом делилась собственность клана Абашидзе. В Аджарии постарались не заметить того, что большинство руководящих постов в автономии заняли приехавшие из Тбилиси эмиссары новой власти. Но в Аджарии возмутились, когда Саакашвили и его команда посягнули на культурные ценности. Многолюдные митинги в Батуми идут с минувшей субботы.

Теперь в Батумском театре будут давать выступления послушных депутатов.
shadow В этом июле Батумский детский театр оперы и балета собирался представить на зрительский суд премьеру – оперу Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки». Одну из арий должна была исполнить 9-летняя Анет Микеладзе.

«Выучила арию?»

«До конца не успела», – вздыхает солистка разогнанного театра.

Вчера митингующие у драмтеатра, где шло первое заседание нового Верховного совета Аджарии, музыканты и артисты хотели задать Михаилу Саакашвили несколько вопросов. Обычно охотно «идущий в народ», президент Грузии на этот раз прошел сквозь толпу в окружении охраны и не остановился.



Справка «НИ»

Батумский детский государственный театр оперы и балета основан 26 июня 2000 года постановлением президиума Верховного совета Аджарской автономной республики. Премьерный спектакль – опера в двух действиях «Принцесса Турандот» по Карло Гоцци – состоялся 18 июля 2001 года в Батуми. В театре были заняты 160–170 детей в возрасте от 6 до 17 лет. Детский театр активно гастролировал в Грузии, дважды выступал в Москве, юные артисты приглашались в Италию. По оценкам новых властей Грузии, на содержание детского театра в Батуми ежегодно тратилось 900 тыс. лари (450 тыс. долларов).

Опубликовано в номере «НИ» от 21 июля 2004 г.


Актуально


Регионы


Смотрите также

Одного «внимания» мало

Сможет ли новый дорожный знак защитить детей

Москва встала в гигантскую пробку


Ловушка для «аджарского льва»

Защита Аслана Абашидзе обратится в Страсбург

Разыскивается «аджарский лев»


Дело на сто миллионов

Свергнутый глава Аджарии Аслан Абашидзе подал в суд на Грузию

Аджария пошла с молотка

В Грузии началась большая приватизация

Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: