Главная / Газета 13 Января 2004 г. 00:00 / В мире

Несчастливый рейс

Судьба моряков танкера «Аргунь» до сих пор остается неясной

Георгий КЛИМОВ, Владивосток, Марина ОГОРОДНИКОВА, Москва

В прошлом году наша газета не раз писала о бедственном положении экипажа танкера Тихоокеанского флота «Аргунь», брошенного в южноафриканском порту Кейптаун. В конце 2003 года «Аргунь» пошла с молотка. Экипаж, потерявший своего капитана, наконец, вернулся домой. Причем, как выясняется, вызволила российских моряков вовсе не родина, а кейптаунский шериф.

Из семи пленников «Аргуни» домой вернулись шестеро.
Из семи пленников «Аргуни» домой вернулись шестеро.
shadow
Напомним, что 30 июня 2003 года Владимир Перебендюк – капитан «Аргуни», арестованной за долги в Кейптауне, – умер в своей каюте. Врачи признали, что не выдержало сердце. Почти год он вместе с экипажем находился на борту судна, забытого российскими властями (при том, что РФ официально числилась собственником злополучного танкера). В конце апреля минувшего года часть экипажа смогла вернуться в Находку. Капитан, несмотря на плохое самочувствие, остался на судне, поскольку считал, что в подобном случае он обязан покинуть его последним. Однако не судьба была Владимиру Перебендюку вернуться домой живым. Его тело удалось отправить на родину с большими трудностями.

Все это время моряки еле-еле сводили концы с концами, питаясь за счет местного шерифа. Именно этот человек, а вовсе не российские власти, помог российским морякам вернуться на родину, в Находку. За неделю до наступления Нового года он принес всем членам нашего экипажа авиабилеты на рейс Кейптаун–Амстердам–Москва–Владивосток, а также вручил каждому на прощание по 2 тысяче долларов. Из семи человек обратно в Россию вернулись лишь шесть. Один член экипажа пожелал остаться в ЮАР. Бывший старший механик «Аргуни» Игорь Бронников рассказал «НИ», что перед тем, как уехать домой, члены экипажа наняли в Кейптауне нового адвоката, г-на Орда, для решения своих проблем.

Сразу по возвращении моряки побывали у вдовы Людмилы Перебендюк, а также на могиле своего капитана. Они передали Людмиле личные вещи ее мужа, которые привезли с собой из Кейптауна.

Несмотря на то что этот долгий «рейс» для большинства моряков наконец-то завершился благополучным возвращением на родную землю, точку в этой истории ставить рано. Если экипаж получил хотя бы небольшую компенсацию за свои мытарства, то семья Перебендюка, потерявшая единственного кормильца, осталась без средств к существованию. Пенсия вдовы капитана, к слову, инвалида второй группы, составляет меньше тысячи рублей. Рассчитывать на поддержку от государства в связи с потерей кормильца Людмила не может. «Местные власти мне сказали, что раз сыну уже 23 года, никакой поддержки нам не полагается. Несмотря на то что Женя – студент и учится в Дальрыбвтузе».

К слову, после ходатайства редакции руководство вуза перевело студента третьего курса Евгения Перебендюка с коммерческой формы обучения на бюджетную. Найти 24 тысячи рублей в год вдове было бы, уж точно, не по силам. Более того, Евгению предложили индивидуальный план обучения, и у юноши теперь нет необходимости постоянно жить во Владивостоке. Он находится рядом с матерью в Находке, помогает ей. Недавно Евгений устроился на местный мясокомбинат – работает и учится. Через год он сможет получить диплом судоводителя и, как отец, пойти работать в море.

Чиновники всех мастей во всей этой истории не проявили себя никак. Лишь после того, как экипаж «Аргуни» обратился с открытым письмом к президенту, мы получили официальный ответ – от главнокомандующего военно-морским флотом России Владимира Куроедова. Главком сообщил о том, что после продажи в конце ноября на аукционе танкера «Аргунь» выплаты по всем искам «будут производиться арбитром, назначенным для этой цели Верховным судом Кейптауна». Со ссылкой на консула РФ в ЮАР г-н Куроедов утверждает, что «предусмотрена следующая последовательность выплат: погашение задолженности шерифу порта; погашение задолженности по заработной плате семье умершего капитана Перебендюка В. Е. с учетом страховки; выплаты по искам семи членов экипажа, оставшихся на судне на момент аукциона, включая расходы по их репатриации; другие выплаты по всем оставшимся искам в очередности их поступления».

У нас нет оснований не доверять информации упомянутых официальных лиц, однако из ответа неясно, видится такой порядок выплат наиболее справедливым самим российским чиновникам или нас знакомят уже с решением южноафриканского арбитра? Из ответа также непонятно, удастся ли погасить всю кредиторскую задолженность? Ведь известно, что «Аргунь» продали на аукционе за 1,6 млн. долларов (по слухам, одному из российских банков), но этих денег явно недостаточно, поскольку долги превышают 2 млн. долларов. Помимо экипажа Перебендюка, к арендаторам «Аргуни» свои претензии имеют и другие экипажи, работавшие на судне ранее и также подавшие иски. Получат ли они свои деньги?

Людмила Перебендюк, с которой мы созвонились вчера перед подписанием этого номера, рассказала, что никаких вестей ни от адвоката Орда, ни от кейптаунского арбитра пока нет. Главком Куроедов еще в ноябре написал ей лично письмо, суть которого сводилась к следующему – помочь ничем не могу, обращайтесь в суд, если хотите вернуть зарплату вашего мужа. Женщина призналась, что надеется теперь только на южноафриканскую Фемиду, которая не допустит невыплат долгов по счетам ее погибшего мужа. А заместитель председателя Дальневосточной организации профсоюза моряков Сергей Фишов уверен, что Людмила Перебендюк может претендовать также на получение 10 тысяч долларов, указанных в контракте ее мужа с компанией «Ойл-компакт», в случае его смерти.

Редакция продолжает следить за судьбой моряков «Аргуни».


Опубликовано в номере «НИ» от 13 января 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: