Главная / Газета 18 Августа 2003 г. 00:00 / В мире

Забытый экипаж

Моряки с «Аргуни» ждут своей участи на другом конце света

Наталья ТИМАШОВА
«Ойл-Компакт» подыскивает новый экипаж для арестованного судна
«Ойл-Компакт» подыскивает новый экипаж для арестованного судна
shadow
Сегодня и завтра в Кейптауне пройдут слушания по делу арестованного четыре года назад у берегов ЮАР российского танкера «Аргунь». После смерти капитана Владимира Перебендюка 30 июня этого года и репатриации его останков в Находку на судне продолжают оставаться еще семь членов экипажа. Возможно, в эти дни, наконец, решится судьба моряков, и они смогут вернуться домой, в Россию. Правда, для того чтобы южноафриканское правосудие вынесло решение в их пользу, морякам придется выступить в суде ЮАР в качестве свидетелей.

–После смерти капитана в Кейптауне ничего не изменилось, – говорит заместитель председателя Дальневосточного регионального отделения Российского профессионального союза моряков (РПСМ) Сергей Фишов. – Продуктами моряков по-прежнему снабжает шериф города, реальных усилий по их спасению никто не предпринимает. Долг растет, цена судна падает.

Танкеру «Аргунь», по его словам, всего 15 лет, и говорить о выработанном ресурсе преждевременно. Но когда судно долго стоит у причала, оно обрастает илом, появляются проблемы в работе инженерных систем. Если 5 лет назад «Аргунь» стоил 2,5 миллиона долларов, то сегодня за него дадут не больше миллиона. Этих денег не хватит даже на оплату половины долгов. В настоящее время общая сумма исков, выдвинутых против судовладельца, достигла двух миллионов долларов, по заработной плате команде около 600 тысяч долларов. Даже в случае положительного решения вопроса с экипажем наша страна останется должна кредиторам. Это означает, что каждый из них может в дальнейшем предъявить иск или попытаться наложить арест на любое российское имущество, на которое не распространяется иммунитет неприкосновенности – дипломатический и военный.

Российские власти такая перспектива, видимо, не очень-то волнует. Во всяком случае Минимущество не предпринимает реальных шагов по спасению государственной собственности. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в России никто не считает нужным оплачивать услуги южноафриканских адвокатов, представляющих интересы РФ в суде. Все их письма в Москву с просьбой оплатить сделанную работу остались без ответа. Долг адвокатам составляет примерно 15–20 тысяч долларов.

В деле «Аргуни» выяснились и другие любопытные детали. Как стало известно «НИ», в свое время танкер, являющийся собственностью Российской Федерации и входящий в состав Тихоокеанского флота, был переведен под флаг Белиза. В Кейптауне, когда судно уже арестовали, флаг спешно поменяли на российский в надежде уйти от судебного преследования. Танкер же военный, а значит, должен пользоваться иммунитетом. Но для этого он должен ходить под флагом нашего государства, а никак не карликового Белиза.

Судно признали российским, и все бы хорошо, но юристы забыли об одном маленьком нюансе: иммунитет работает в случаях, когда судно не используется в коммерческих целях. Танкер же был сдан в долгосрочную аренду владивостокскому ООО «Ойл-Компакт» еще в 1994 году и выполнял только коммерческие рейсы. Судебной тяжбы избежать не удалось, более того, ответчиком по искам автоматически стала Российская Федерация, а фирма-арендатор перешла в разряд соответчиков.

Впрочем, не исключено, что представителям «Ойл-Компакта» скоро придется отвечать за свою аферу с «Аргунью» и перед российским правосудием. Вдова и сын умершего на борту танкера капитана Владимира Перебендюка намерены подать иск о признании действий компании незаконными. Дело в том, что по контракту каждого члена экипажа фирма должна была застраховать и в случае смерти выплачивать семье компенсацию в размере 10 тысяч долларов. Но оказалось, что страховка фигурировала только на бумаге.

– Когда из ЮАР пришло свидетельство о смерти отца, мама позвонила во Владивосток, в офис «Ойл-Компакт», с просьбой назвать компанию, в которой застрахован экипаж и где мы сможем получить деньги, – рассказал «НИ» сын Владимира Перебендюка Евгений. – Представитель компании прямо сказал, что в контракте этот пункт действительно присутствует, а на самом деле никто моряков не страховал. Так что денег нам никто платить не будет.

Гендиректор «Ойл-Компакта» Юрий Соколов, который встречал тело капитана, даже не посчитал нужным позвонить осиротевшей семье и выразить соболезнования. И, видимо, уже не позвонит. В Находке сейчас ждут контракт, документы и личные вещи Владимира Перебендюка, отправленные сотрудниками российского консульства дипломатической почтой. Иск к компании может быть предъявлен уже в сентябре. Адвокаты Находкинского общества по правам человека уже предложили свою юридическую помощь Людмиле и Евгению Перебендюкам в защите их интересов. Между тем, по информации «НИ», «Ойл-Компакт» собирается отправить на арестованный танкер еще один экипаж. И якобы уже ищет в Находке людей.

– Я допускаю, что моряки найдутся, – говорит Сергей Фишов. – Нынешний экипаж «Аргуни» уже третий по счету, который поверил обещаниям о высокой зарплате, и которого обманули.

Предсказывать решение суда – дело неблагодарное. Поэтому друзья и родные в Находке прогнозов не строят. Представители Российской Федерации и фирмы «Ойл-Компакт» должны были дать показания под присягой еще 13 июня, однако не сделали этого и даже не приехали в Кейптаун. В судебных заседаниях, возможно, будет участвовать консул РФ в ЮАР Алексей Беликов, но дипломаты в данном случае могут присутствовать только в качестве наблюдателей. По информации юриста Струана Мандела, представляющего в суде интересы экипажа «Аргуни», адвокаты ответчиков до сих пор не получили никаких указаний или возражений от своих клиентов. Если судьям не хватит каких-либо документов, «дело русских моряков» в очередной раз отложат. Но суд может вынести вердикт о признании фирмы «Ойл-Компакт» банкротом и взыскании всех долгов по оплате ремонтных работ, портовых платежей и заработной плате экипажу. В этом случае через 2–3 месяца будет назначен аукцион, и танкер выставят на торги. Весь процесс продажи с молотка растянется на полгода. И морякам опять придется ждать.

Опубликовано в номере «НИ» от 18 августа 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: