Главная / Газета 22 Марта 2013 г. 00:00 / Спорт

Игра на биржевом поле

Российские футбольные клубы задумались о выходе на фондовый рынок

Владимир ФРОЛОВ

Владелец футбольного клуба «Спартак» (Москва) Леонид Федун заявил на днях о своем желании организовать IPO (первичное размещение акций) клуба к 2017–2018 годам. Таким образом, бизнесмен, потративший на команду уже около 1 млрд. долларов, намерен вернуть хотя бы часть инвестированных средств, а в перспективе сделать «Спартак» доходным предприятием. Помнится, выйти на самоокупаемость хотел и президент ЦСКА Евгений Гинер. Между тем на Западе футбольные клубы стали размещать свои акции на фондовой бирже еще 30 лет назад. Но вряд ли этот опыт можно назвать успешным.

Фото: ОЛЬГА ШВЕЙЦЕР
Фото: ОЛЬГА ШВЕЙЦЕР
shadow
Федун далеко не в первый раз анонсирует выход «Спартака» на рынок IPO. Еще в 2004 году он заявлял о намерении вывести клуб на биржу буквально через несколько лет. Честолюбивым планам помешало тогда затянувшееся строительство нового стадиона в столичном районе Тушино. Сейчас возведение спартаковской арены близко к завершению, уже через год красно-белые планируют провести на ней первый матч. «Свой стадион – хорошее подспорье для того, чтобы клуб вышел на самоокупаемость», – сказал недавно Федун в интервью американскому телеканалу Bloomberg. Бизнесмен также признался, что вложил в команду уже 1 млрд. долларов. Ежегодно он тратит на нее порядка 60 миллионов, а строительство новой арены обойдется в 500 миллионов. По словам Федуна, за время его владения «Спартаком» выручка клуба выросла с 4 до 60 млн. долларов. Организовав IPO, он планирует добиться того, чтобы команда была в состоянии финансировать себя самостоятельно.

Вообще процесс акционирования футбольных клубов начался в нашей стране даже не сразу после развала СССР, а только в середине 90-х годов. Пионером в этом деле стало московское «Динамо», которым руководил тогда, кстати, нынешний президент Российского футбольного союза Николай Толстых. Было создано ЗАО «Динамо» (Москва) под контролем Центрального совета одноименного спортивного общества.

Первые разговоры о размещении акций ведущих команд на фондовом рынке пошли только в 2006–2007 годах. Тогда в крупном отечественном бизнесе царил настоящий бум на IPO, но мировой финансовый кризис развеял и без того робкие надежды на то, что российский футбол будет интересен широкому кругу инвесторов. Тем не менее менеджеры топ-клубов не перестали мечтать о самоокупаемости. Первым публично об этом заговорил президент ЦСКА Евгений Гинер. Армейцы отлично работали на трансферном рынке, относительно дешево приобретали перспективных игроков и хорошо их продавали. Казну красно-синих регулярно пополняли призовые за успешное выступление в еврокубках. В итоге ЦСКА оказался первым российским клубом, который открыл свой бюджет. А по итогам сезона-2010 Гинер и вовсе заявил, что его команда почти вышла на самоокупаемость. И добавил, что такие же цели преследует, к примеру, санкт-петербургский «Зенит», пусть его и поддерживает могущественный «Газпром».

В то, что ЦСКА начал зарабатывать не меньше, чем тратить, поверили далеко не все. Впоследствии Гинер уже не говорил ни о каком выходе «в ноль», а в конце прошлого года появились слухи о том, что из-за скопившихся долгов контрольный пакет акций армейского клуба будет продан другим крупным бизнесменам. В команде, впрочем, эту информацию быстро опровергли. Но о выходе на самоокупаемость Гинер стал рассуждать лишь в контексте создания чемпионата СНГ. По его мнению, только участие в таком турнире поможет нашим клубам формировать бюджет из самостоятельно заработанных средств. К тому же разработанная УЕФА политика финансового фэйр-плей рано или поздно заставит российский футбол затянуть пояса. Причем совсем туго может стать коллективам из провинции, подавляющее большинство которых живет за счет административного ресурса. О выходе же на IPO, кроме московского «Спартака», никто пока даже не заикается.

Продав свои акции, «Зенит» мог бы попытаться отбить 60 млн. евро, потраченных на Халка.
Фото: FC-ZENIT.RU
shadow В Европе путь на фондовый рынок начали прокладывать еще 30 лет назад. Первопроходцем выступил лондонский «Тоттенхэм». За чемпионство в Англии «шпоры» тогда не боролись, но исправно отбирались в еврокубки. Посчитав, что необходимая репутация уже завоевана, клуб разместил на Лондонской бирже 41% своих акций и выручил более 3 млн. фунтов. По тем временам деньги немалые, с учетом «инфляции» цен на игроков – порядка нынешних 100 млн. фунтов. В 1989 году примеру «Тоттенхэма» последовал другой клуб из английской столицы – «Миллуолл», за 38% акций получивший около 5 млн. фунтов. Спустя еще два года удачно сходил на рынок «Манчестер Юнайтед». И понеслось. К середине 90-х на Лондонской бирже торговались акции аж 15 английских команд на общую сумму 150 млн. фунтов. Подключились и коллективы из других стран – голландский «Аякс», португальский «Спортинг», итальянская «Рома»…

Однако очень скоро на смену всеобщему энтузиазму пришло глубокое разочарование. К примеру, немецкая «Боруссия» (Дортмунд) оказалась на грани банкротства. К моменту выхода на биржу в 2000 году цена одной акции клуба составляла 11 евро, а к 2005-му стоила уже меньше 2 евро. Итальянский «Лацио» вообще докатился до того, что стоимость одной его акции колебалась в районе 50 евроцентов.

В общем, мода на IPO очень быстро прошла. Стало понятно очевидное – футбольный бизнес является очень уж нестабильной и крайне непредсказуемой штукой. Рыночная стоимость команд стремительно падала из-за того, что львиная доля их доходов шла не в карман акционеров, а на приобретение игроков и на их постоянно растущие зарплаты. Европейские клубы устроили массовый побег с рынка ценных бумаг, проведя так называемую процедуру делистинга, став частными непубличными компаниями. Дошло до того, что после ухода с IPO осенью 2011 года «Тоттенхэма» и «Миллуолла» на бирже оставались акции только трех британских команд – английских «Арсенала» и «Бирмингема», а также шотландского «Селтика». А в последнем на сегодняшний день сводном индексе европейских футбольных клубов на бирже STOXX Europe Football фигурирует только 22 коллектива из Старого Света. И грандов среди них можно пересчитать по пальцам одной руки.

Правда, летом прошлого года вновь решил попытать счастья «Манчестер Юнайтед». В ходе IPO на Нью-Йоркской бирже манкунианцы привлекли 233,2 млн. долларов, продав 16,7 млн. акций, а сама компания была оценена в 2,3 млрд. долларов. Причем 8% акций приобрел знаменитый меценат из США Джордж Сорос. Несмотря на внушительные цифры, очередной выход «МЮ» на биржу был признан не очень удачным. Изначально американский владелец клуба Малколм Глейзер оценивал стоимость клуба на 1 млрд. долларов дороже и от продажи акций выручил на 100 миллионов меньше, чем ожидал. А интерес миллиардера Сороса к команде специалисты объясняли сугубо имиджевыми причинами, желанием прикоснуться к великому бренду.

Между тем большинству испанских клубов выход на IPO не интересен в принципе. На Пиренеях совсем другая философия управления футбольными командами. Гранды – «Реал» и «Барселона», по сути, принадлежат собственным болельщикам, так называемым «сосьос» (в переводе с испанского – «член товарищества», «компаньон»). Поклонник клуба, получивший статус его официального члена, влияет на все значимые вопросы – от выборов руководства до переименования стадиона. Причем человеку со стороны с каждым годом становится все сложнее стать «сосьос». Теперь мало дождаться своей очереди и выплачивать членские взносы. Чтобы стать частью «Барселоны», нужно быть близким или дальним родственником действующих членов клуба (это не касается детей до 15 лет). А мадридский «Реал» даже временно приостановил регистрацию новых «сосьос» из-за огромного числа желающих. При этом испанская система давно доказала свою эффективность. Не зря оба лидера Ла Лиги никогда не испытывают серьезных финансовых потрясений.

В целом футбол по-прежнему имеет репутацию крайне убыточного предприятия. Тем же, кто выходит на биржу, остается уповать только на инвесторов-болельщиков, которые готовы рисковать своими деньгами ради того, чтобы приобщиться к любимой команде. А что получится из выхода на IPO у московского «Спартака», покажет время. Возможно, красно-белые и играть-то будут через пять лет совсем в другом турнире. Организаторы объединенного чемпионата СНГ сулят его участникам златые горы, уже оценив бюджет нового проекта в 1 млрд. евро...

Опубликовано в номере «НИ» от 22 марта 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: