Главная / Газета 15 Марта 2013 г. 00:00 / Спорт

Формула заката

«Королевские гонки» скоро станут тише, экологичнее и потеряют в зрелищности

Владимир ФРОЛОВ

В этот уикенд в Мельбурне стартует очередной, 64-й по счету чемпионат мира по автогонкам в классе «Формула-1». Главная его особенность в том, что это последний сезон, когда будут использоваться двигатели V8 объемом 2,4 литра. С 2014 года их заменят на более экономичные гибридные моторы V6 (1,6 л), которые называют «экологичными». Для консервативной «Ф-1» этот переход станет настоящей революцией, к которой команды вовсю готовятся уже сейчас. Причем поклонникам автоспорта есть от чего заволноваться. Новые стандарты могут привести к тому, что кардинально изменится антураж «королевских гонок», а многие «конюшни» просто-напросто разорятся.

shadow
Что касается сезона-2013, который поедет еще на «старых» двигателях, тот он обещает стать одним из самых зрелищных и непредсказуемых в истории «Формулы-1». В прошлом году, напомним, семь первых Гран-при выиграли семь разных пилотов, и что-то подобное вполне может повториться и на этот раз. К числу реальных претендентов на чемпионский титул можно отнести всю восьмерку пилотов из четырех ведущих команд – «Ред Булла», «Феррари», «Макларена» и «Мерседеса». А в качестве «темной лошадки» выступает еще и «Лотус». В общем, у «красного быка» Себастьяна Феттеля, завоевавшего три последних чемпионских титула, конкурентов хватает.

Конечно, сразу бросается в глаза отсутствие Михаэля Шумахера. Легендарный немец покинул «Ф-1», видимо, навсегда. И пусть второе пришествие Красного барона в «королевские гонки» получилось бесславным (всего один подиум за 58 Гран-при), они все равно потеряли свою главную звезду, а вместе с ним, возможно, и довольно внушительную часть зрителей, для которых «Формула-1» ассоциировалась в первую очередь с Шумахером. Не увидим мы и еще двух заметных персонажей – Камуи Кобаяси и Виталия Петрова. Оба провели в «Больших призах» по три неплохих сезона, но оказались не нужны ни одной «конюшне». Причина банальная – финансы. Японец даже создал специальный сайт для пожертвований и «собрал» со своих поклонников почти 8 млн. долларов! Но и этих средств оказалось недостаточно, и теперь Кобаяси настраивается на возвращение в следующем году. Как и Петров. Оценить выступление россиянина в «Ф-1» можно по-разному, но на подиум (Гран-при Австралии-2011) в этом виде спорта случайный человек попасть не может. Петров проиграл конкуренцию другим гонщикам не в спортивной борьбе, а в закулисной, не сумев «продать» себя ни одной из команд. И это случилось очень некстати для организаторов Гран-при России. Сочи дебютирует в «Больших призах» уже в 2014 году, и Виталий наверняка стал бы лицом домашнего этапа. К слову, не нашлось места в «Формуле-1» и его партнеру по «Катерхэму», талантливому финну Хейкки Ковалайнену.

Зато дебютантов в новом сезоне будет аж пятеро. Это и 21-летний мексиканец Эстебан Гутьеррес («Заубер») – протеже самого богатого человека планеты (по версии журнала «Форбс») Карлоса Слима. И финн Валттери Боттас, который на протяжении нескольких лет был тест-пилотом «Уильямса». Голландец Гидо ван дер Гарде занял в «Катерхэме» место Петрова. Плюс два новичка российско-британской «Маруси» – англичанин Макс Чилтон и француз Жюль Бьянки. Немного повеселее станет и с возвращением в «Ф-1» немца Адриана Сутиля («Форс Индия»). Два года назад он подрался в одном из ночных клубов Шанхая с совладельцем команды «Лотус-Рено» Эриком Люксом, поранив того бокалом из-под шампанского. Гонщик заплатил штраф в размере 200 тыс. евро и получил 1,5 года тюрьмы условно. Из-за чего во многом и потерял на время место в «королевских гонках».

Между тем уже в 2014 году в «Формуле-1» грядет «моторная революция», хотя и перед этим сезоном в технический и спортивный регламенты были внесены важные изменения. Так, будет ограничено использование DRS (системы снижения турбулентности). Имеется в виду специальный подвижный закрылок, который пилот активирует нажатием кнопки на руле, что позволяет автомобилю прибавлять в скорости до 12 км/ч. Эту систему вводили с целью увеличения количества обгонов. Однако со временем гонщики стали активировать ее по любому поводу, и в Международной автомобильной федерации (ФИА) решили перестраховаться. С этого сезона использование подвижного закрылка будет разрешено только на определенных участках трассы, что приведет к небольшой потере времени на круге, но должно повысить степень безопасности участников.

Участники и поклонники «Формулы-1» могут поздравить себя с открытием нового сезона.
Фото: EPA
shadow Еще один важный момент касается шин. Новые покрышки монопольного поставщика «Пирелли» будут изнашиваться быстрее, что повлечет за собой увеличение пит-стопов. В феврале новичок «Макларена» Серхио Перес даже напугал болельщиков, заявив, что с таким износом резины уже на первом этапе в Австралии придется совершить чуть ли не десяток заездов в боксы, чтобы дотянуть до финиша.

Перед прошлым сезоном ФИА выпустила также правила, оговаривающие максимальные размеры болида по высоте. Причина была благая – препятствовать взлету автомобилей при столкновениях. Однако большинство команд решили использовать данное нововведение в корыстных целях. Специалисты по аэродинамике максимально поднимали нос болида, чтобы под кокпит поступало как можно больше воздуха. Это привело к ужасным последствиям. Эстеты от «Формулы-1» кривились при виде уродливых ступенчатых носов автомобилей. С целью вернуть нормальный внешний вид ФИА разрешила командам устанавливать небольшую пластиковую панель. На скорость, как говорится, не влияет, но машину сделает более презентабельной.

Однако главная цель ФИА – придать «Формуле-1» имидж экологичного предприятия и перевести ее на экономичные, «зеленые» моторы. В 2014 году атмосферные двигатели V8 объемом 2,4 литра сменят турбированные 1,6-литровые V6, оснащенные мощными гибридными установками. Нынешние моторы способны развивать 18 тыс. оборотов в минуту, но с 2014-го этот показатель будет снижен до 15 тысяч. Еще одно революционное изменение касается расхода топлива. Сейчас его лимит составляет 150 килограммов на час работы болида (переводя на язык автомобилистов, это примерно 80 литров на 100 километров), но с сезона-2014 расход не должен будет превышать 100 кг/ч.

К чему приведут все эти изменения? По мнению многочисленных противников новых правил (в рядах которых и большинство команд, вынужденных подчиниться решениям ФИА), главная опасность заключается в том, что «Формула-1» рискует потерять интригу. То есть победит тот, кто просто соберет «правильный» мотор. Если же по ходу гонки начнет барахлить гибридная установка, то автомобиль тут же станет неконкурентоспособным. В общем, борьба пойдет сугубо между двигателями, а подвеска и аэродинамика отойдут далеко на второй план. Громадное преимущество получат именно заводские команды (такие, как «Феррари» или «Мерседес»), которые самостоятельно строят машины и шасси. Говорят, что во многом из-за этого чемпион мира-2008 Льюис Хэмилтон перешел из «Макларена» в «Мерседес» – британцы так и не определились, какие моторы будут ставить на свои машины в 2014 году. У «Ред Булла» тоже должно быть все хорошо, ведь «быки» фактически имеют статус заводской команды «Рено», если говорить о ситуации с поставкой двигателей. Таким образом, есть все основания полагать, что разрыв между условно богатыми и бедными «конюшнями» только увеличится. К тому же стоимость моторов серьезно увеличится, что сильно ударит по карманам таких команд, как «Маруся» или «Торо Россо».

Резкое ограничение расхода топлива тоже может оказать негативное влияние на зрелищность гонок. Пилотам придется постоянно ломать голову над тем, как не превысить положенный лимит. «Игра» с соответствующими настройками будет сильно отвлекать их от непосредственной борьбы на трассе с конкурентами. Наконец, в результате реформ «Ф-1» лишится своего фирменного звука, который исходит от болидов. Давним поклонникам «королевских гонок» вряд ли понравится то, что новый мотор окажется не таким громким, как V8, ведь работать он станет на меньших оборотах, да еще и турбина будет возвращать энергию, которая раньше тратилась на нагрев и звук. Впрочем, руководители команд обещают сделать все, чтобы сохранить рев автомобилей. Получится ли это у них и во что вообще превратится «Формула-1», выяснится уже только по ходу сезона-2014.

Опубликовано в номере «НИ» от 15 марта 2013 г.


Актуально


Регионы


Смотрите также

Финал Российской серии кольцевых гонок обещает быть захватывающим


Под стенами Казанского Кремля разыгралась жаркая гонка


Подтвердил свой чемпионский класс

Победу на Гран-при Германии одержал действующий чемпион «Формулы-1» Льюис Хэмилтон, а россиянин Даниил Квят на «Торо Россо» финишировал только 15-м

Хэмилтон великолепный

Действующий чемпион мира одержал пятую победу в текущем сезоне и третью кряду

«Мерседесовцам» разрешили драться

Хэмилтон одерживает вторую победу подряд в чемпионской гонке «Формулы-1», Квят финиширует в десятке

Хэмилтон выиграл второй этап «Формулы-1» кряду, Квят заработал одно очко


Хэмилтон стартует первым на Гран-При Великобритании, Квят – 15-й


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: