Главная / Газета 1 Марта 2013 г. 00:00 / Спорт

Без комментариев

Спортсмены взяли моду судиться с журналистами

Владимир ФРОЛОВ

Мы давно привыкли к тому, что спортсмены предъявляют много претензий к судьям, которые ставят им не «те» оценки, назначают «левые» пенальти и прочее, прочее, прочее. Однако с развитием средств массовой информации у спортсменов появился новый «враг» – журналисты. Например, сейчас знаменитый российский фигурист Евгений Плющенко пытается привлечь к ответственности за клевету комментатора телеканала «Евроспорт-2» Андрея Журанкова. Еще не закончилась нашумевшая история об оскорблении другим телекомментатором, Дмитрием Губерниевым, вратаря футбольного «Зенита» Вячеслава Малафеева. И это лишь пара эпизодов из целой череды подобных тяжб, которые все чаще вынуждены разбирать гражданские суды.

Фото: СПОРТ-ЭКСПРЕСС
Фото: СПОРТ-ЭКСПРЕСС
shadow
Что касается «дела Плющенко», то его предыстория такова. На январском чемпионате Европы Евгений откатал только короткую программу, после чего снялся с соревнований из-за травмы спины. Спустя некоторое время было объявлено о том, что олимпийский чемпион успешно перенес операцию по замене межпозвоночного диска в одной из израильских клиник. Супруга спортсмена Яна Рудковская даже выкладывала в «Твиттер» рентгеновские снимки и фотографии мужа в больничной пижаме. Однако в начале февраля комментатор телеканала «Евроспорт-2» Андрей Журанков выразил в эфире предположение, что знаменитый фигурист не делал никакой операции на позвоночнике, а вся эта история с израильской клиникой является не более чем пиар-ходом.

Плющенко подал заявление в полицию. «Я лишь высказал свою точку зрения», – заявил в свое оправдание Журанков и отказался принести извинения истцу. В конце прошлой недели столичный главк МВД вынес свой вердикт – отказать в возбуждении уголовного дела о клевете, так как лингвистическая экспертиза не нашла в словах комментатора заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство фигуриста. Тем не менее в среду столичная прокуратура сообщила, что в данном конфликте точку ставить рано и необходимо провести дополнительную проверку.

Весьма громкий судебный спор произошел шесть лет назад. В ноябре 2006-го известный комментатор Василий Уткин заявил в телевизионном диспуте с президентом футбольного клуба ЦСКА Евгением Гинером, что в матче российского чемпионата между армейцами и «Ростовом» отсутствовала спортивная борьба. Потом он написал статью в газете «Советский спорт», в которой открыто заявил, что считает эту встречу договорной. В ответ представители ЦСКА пригрозили изданию судебным иском, если оно в трехдневный срок не даст опровержение. Однако руководство «Совспорта» не пошло на попятную, и в феврале 2007-го конфликтующие стороны встретились уже в Арбитражном суде города Москвы, где состоялось заседание по делу о защите деловой репутации футбольного ЦСКА. Армейцы тогда одержали победу – от газеты потребовали опубликовать опровержение и выплатить истцу 2 тыс. рублей судебных издержек. Но «Совспорт» не согласился с таким решением, и Девятый арбитражный апелляционный суд все переиграл: в иске ЦСКА было отказано, и уже сам клуб получил предписание возместить издержки ответчику. Армейцы подали кассационную жалобу, которая была оставлена без удовлетворения.

На отмену вердикта суда первой инстанции надеется теперь и комментатор телеканала «Россия-2» Дмитрий Губерниев. В августе 2011 года в перерыве матча чемпионата России по футболу между столичным «Спартаком» и петербургским «Зенитом» он позволил себе оскорбительные высказывания в адрес голкипера Вячеслава Малафеева. «Откровенно» поговорил журналист и о погибшей жене спортсмена – Марине, не зная, что его беседа с коллегой транслировалась в Интернете без купюр. Малафеев потребовал от Губерниева извинений, но, так и не дождавшись их, обратился с иском в суд, потребовав 1,5 млн. рублей в качестве компенсации морального ущерба.

На нападки журналистов спортсмены отвечают, что пьют, например, только из кубков.
shadow Химкинский городской суд постоянно откладывал рассмотрение этого дела, пока в конце октября прошлого года не признал наконец правоту футболиста. Правда, частично. Размер компенсации был снижен в 20 раз – до 75 тыс. рублей, но Малафеева вполне устроило и это решение. К тому же суд обязал Губерниева публично взять свои слова обратно. Комментатор в ответ подал жалобу, которая первоначально должна была рассматриваться Мособлсудом 5 февраля текущего года, но заседание перенесли на 14 марта.

Судились с телевизионщиками и братья Березуцкие – Алексей и Василий. Три года назад футболисты ЦСКА обвинили в унижении их чести и достоинства ЗАО «Останкино» и ведущего программы «Человек и закон» Алексея Пиманова. Многие, наверное, помнят скандальную телепередачу о том, как игроки сборной России «готовились» к стыковым матчам чемпионата мира-2010 со Словенией. Знаменитая кальянная история. Анонимный сотрудник московской гостиницы Marriott, где проживала наша команда перед ответственными поединками, правда, не говорил в сюжете, что Березуцкие курили тот пресловутый кальян, который «не пустил» сборную России на мировое первенство. По его словам, братья в основном ударяли по женскому полу. Защитники потребовали опровергнуть данную информацию и взыскать с ответчиков символическую сумму – 100 рублей. Останкинский суд Москвы отклонил иск Березуцких.

Но одно дело в суде футбольный ЦСКА все же выиграл. У газеты «Жизнь», с которой летом 2006 года бодался бывший полузащитник армейцев – бразилец Даниэл Карвальо. Со страниц издания он был обвинен в изнасиловании. Футболист, считавшийся в то время одной из самых ярких звезд российского чемпионата, был, по его же признанию, настолько шокирован появлением этого сообщения, что «даже не мог как следует тренироваться». В итоге Басманный районный суд Москвы обязал ООО «Издательский дом «Жизнь» опубликовать опровержение и возместить истцу судебные расходы, а также компенсировать моральный ущерб. В сумме получилось 170 тыс. рублей.

На Западе судебные иски спортсменов против журналистов тоже стали распространенным явлением. Так, на прошлой неделе руководство испанского «Реала» приняло решение подать в суд на каталонский телеканал TV3 и требует 6 млн. евро за нанесение вреда имиджу клубу. Имеется в виду скандальный видеоролик, показанный в начале февраля, где мадридских футболистов называют «гиенами», которые охотятся на звезду «Барселоны» Лионеля Месси. А наставник «Реала» Жозе Моуринью за свою недолгую карьеру в Испании уже подал несколько исков на разные издания, среди которых авторитетные Marca (за сравнение португальца с человеком, спровоцировавшим аварию и сбежавшим с места преступления) и El Pais (на ее страницах тренера назвали «португальским нацистом»). Все эти иски по-прежнему рассматриваются в судах.

Как, впрочем, и дело знаменитого английского футболиста Дэвида Бекхэма, который вот уже несколько лет пытается взыскать с американского журнала In Touch 25 млн. долларов за статью о том, как он встречался с боснийской проституткой, проживающей в Лос-Анджелесе. Но пока Бекхэм лишь потерял сотни тысяч «зеленых» на судебных издержках...

Опубликовано в номере «НИ» от 1 марта 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: