Главная / Газета 15 Апреля 2009 г. 00:00 / Спорт

Цена риска

Российские «художницы» побеждают и по новым правилам

ОКСАНА ТОНКАЧЕЕВА

Начало сезона в одном из самых субъективных видов спорта – художественной гимнастике – для сборной России пока складывается удачно. Лишь на четвертом этапе Гран-при, завершившемся на днях в Киеве, в отсутствие лидеров – Евгении Канаевой, Веры Сесиной и Ольги Капрановой – наши спортсменки находились в тени. Все предыдущие старты, включая два этапа Кубка мира, закончились абсолютными победами российских гимнасток. Теперь через месяц в Баку девушки будут доказывать свое превосходство на чемпионате Европы. А в сентябре их ждет главный старт первого послеолимпийского сезона – чемпионат мира.

Фото: АP
Фото: АP
shadow
Главной особенностью наступившего сезона стали изменения в правилах, которые потребовали от гимнасток и их тренеров совершенно иного подхода в составлении программ. Во-первых, теперь оцениваются так называемые элементы риска, вероятность ошибки в которых достаточно велика. Если раньше девушки (а россиянки особенно) могли их делать просто так, для удовольствия публики и себя самих, то теперь за них дают соответствующие оценки. Приходится «вспоминать» то, что за последние четыре года многие как-то подзабыли, то есть выходить на тот уровень сложности, который в свое время демонстрировали Алина Кабаева и Ирина Чащина. К счастью, новые требования не совсем уж драконовские. Из 18 обязательных элементов, которые надо было исполнить раньше в течение одной программы, оставили 12. Из них восемь – обязательные, остальные четыре – на выбор. То есть всегда есть возможность продемонстрировать и свои «фишки». Получаются, скажем, лучше прыжки – пожалуйста, дополняй композицию ими. Если лучше удаются повороты – крути их хоть до посинения. При этом, помимо критериев, оценивающих работу тела и владение предметов, появилась еще и третья оценка – за образ, показывающая насколько удачны или неудачны подбор музыки и хореография. Хочешь не хочешь, но теперь приходится собирать все три гимнастические составляющие воедино – голая техника без соответствующего артистизма уже не пройдет. Причем требования к артистизму не менее жесткие: не попадаешь в ритм, недостаточно раскрываешь образ – с надеждами на медали можешь распрощаться.

По словам президента Всероссийской федерации художественной гимнастики и главного тренера сборной Ирины Винер, работать стало непросто, но гораздо интересней, чем раньше. Прежде всего потому, что любому специалисту интересно не только проверить себя во всех трех ипостасях, но и в умении найти между риском, высокой базовой оценкой и надежным исполнением оптимальный баланс. Ведь уже сейчас видны крайности: программа напичкана суперсложными элементами, а исполнение их и общее впечатление явно хромают. А ведь главное коварство новых правил кроется в том, что и оценку, в случае невыполнения «риска», гимнастка получит ту же самую, что и за простейшие шпагаты и повороты, то есть ноль. В какой-то степени ситуация очень напоминает ту, которая сложилась в фигурном катании с самым сложным на сегодняшний день элементом – прыжком в четыре оборота. Включая его в программу, в расчете на солидный судейский бонус, спортсмен должен быть силен технически, уверен в себе и стабилен на 100 %. Понятно, что таких гимнасток, как и фигуристов, в мире сегодня раз два и обчелся. Большинство из них, к счастью, оттачивают свое мастерство в России.

Прежде всего, как и в олимпийском сезоне, тон задает чемпионка Игр в Пекине Евгения Канаева. Именно она по итогам всех прошедших турниров – абсолютно лучшая по победам. Тянется за ней и Вера Сесина, не попавшая в Пекин из-за травмы. А вот абсолютная чемпионка мира 2005 года Ольга Капранова, как и на олимпийском ковре (четвертое место), по-прежнему никак не обретет стабильность. Она – не явный аутсайдер, но и не лидер. Неплохо в этой компании смотрится вчерашняя юниорка Дарья Кондакова, которую Винер считает претенденткой на место в основном составе сборной. В Киеве, к примеру, она уступила только чемпионке мира и двукратному олимпийскому призеру украинке Анне Бессоновой, вопреки прогнозам решившей продолжать спортивную карьеру. Следует отметить и юную Сашу Меркулову, которая прекрасно выступила на этапе юниорского Гран-при во Франции. 16-летняя гимнастка настолько легко давала фору более возрастным и именитым спортсменкам, что произвела фурор. Правда, Винер хоть и выделяет гимнастку, подчеркивает, что она – не единственная, кто борется за попадание в сборную.

И в этом, наверное, и есть главный козырь сегодняшней художественной гимнастики в России – конкуренция внутри страны сейчас даже более острая, чем на международной арене. Винер можно только позавидовать.

Трудности переходного периода испытывает лишь сборная по групповым упражнениям. Впервые за многие годы ее состав после победы в Пекине обновился полностью. И если раньше в команде всегда оставались одна-две спортсменки, которые «держали» на себе любой новый состав, то сейчас старшему тренеру «групповичек» Валентине Иваницкой пришлось все начинать с нуля. Основная сложность в том, что групповые упражнения требуют очень хорошей физической подготовки, так как программы длиннее и выдержать их сложнее, чем индивидуальные. Вот и приходится молодым девчонкам по девять часов проводить в зале – учиться сложнейшей технике, строить взаимоотношения в команде, терпеть сквозь слезы… Результаты появятся, в этом сомнений нет никаких, ведь именно Иваницкая трижды приводила сборную России к золотым олимпийским медалям. Во всяком случае, на этапе Кубка мира в Санкт-Петербурге молодая команда впервые выиграла квалификацию, но быстрого успеха, скорее всего, не будет. И как это не непривычно, сей факт тоже надо понять и принять.

Опубликовано в номере «НИ» от 15 апреля 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: