Главная / Газета 12 Сентября 2008 г. 00:00 / Спорт

Цвет победы

Почему спортсмены в красной форме чаще выигрывают

СЕРГЕЙ ЛАВИНОВ

Как выясняется, у спортивных успехов есть цвет. Последние исследования ученых подтверждают, что спортсмены в красном побеждают чаще. За примерами далеко ходить не нужно. Кто выиграл последнюю футбольную Лигу чемпионов? «Манчестер Юнайтед», чьих игроков давно называют «красными дьяволами». Кто победил в общекомандном зачете пекинской Олимпиады? Китай, чьи атлеты выступают под красным флагом и часто используют этот цвет в своей форме. И кто знает, может быть, в минувшую среду нашим футболистам удалось дожать неуступчивых валлийцев именно благодаря правильно выбранной экипировке?

Чемпионат мира в Канаде российские хоккеисты выиграли в красном.
Чемпионат мира в Канаде российские хоккеисты выиграли в красном.
shadow
Рассел Хилл и Роберт Бартон, исследователи из университета Дархэма, тщательно проанализировали поединки афинской Олимпиады 2004 года. Результаты их работы свидетельствуют о том, что по крайней мере в боксе, таэквондо и борьбе красная форма давала ее обладателям некоторое преимущество. Единоборства вообще дают наиболее надежную статистику, поскольку спортсмены получают цвет экипировки – красный или синий – согласно жребию. Так вот результаты исследования Хилла и Бартона, опубликованного в журнале Nature в 2005 году, показали, что «красные» атлеты имели преимущество над «синими». Наиболее ощутимым оно было в тхеквондо – в 57% поединков победы одержали атлеты в красном. В боксе этот показатель составил 55%, в греко-римской борьбе – 52%, а в вольной – 53%.

В статье, опубликованной в журнале «Спортивная наука» в начале 2008 года, Хилл и Бартон расширили свой анализ, включив в него все футбольные команды английской премьер-лиги, которые выступали в период с 1947 по 2003 г. Это исследование подтвердило первоначальный вывод: клубы, игравшие в красных футболках, имели значительно более высокий процент побед как в отдельных матчах, так и в турнирах в целом по сравнению с соперниками в других цветах. Достаточно сказать, что три наиболее успешных английских клуба – «Манчестер Юнайтед», «Ливерпуль» и «Арсенал» – очень часто играют в красных футболках. Данный цвет даже присутствует в неофициальных названиях первых двух команд – «красные дьяволы» и просто «красные» соответственно.

Конечно, не все доверяют этой статистике. Матиас Саттер и Мартин Кочер, экономисты из университета Инсбрука, сомневаются, что теория красного цвета распространяется на футбол. Они внимательно проанализировали 306 матчей немецкой бундеслиги в сезоне-2000/2001 и пришли к выводу, что преимущества не было ни у «красных» команд, ни у каких-либо других. «Что касается премьер-лиги, то здесь мы, скорее всего, сталкиваемся с извечной проблемой яйца и курицы, – считает Саттер. – Согласен, английские чемпионы долгие годы носили красное, но что было раньше – успех или красный цвет, неясно».

Несмотря на эти контраргументы, Хилл и Бартон все равно убеждены, что красный цвет дает больше шансов на успех. Эта уверенность, возможно, основывается на их антропологическом образовании. «Из опыта изучения животных и людей, – написали они в журнале Nature, – известно, что красный цвет сигнализировал о стремлении к доминированию. У людей, например, гнев ассоциируется с покраснением кожи, которое вызывается усилением кровообращения…» По теории Бартона, красный цвет, скорее всего, помогает футбольным клубам благодаря психологическому эффекту, который он оказывает на них и их соперников. Антропологи указывают на эксперименты психологов, которые доказали, что у человека просто при взгляде на красное снижается способность к проявлению лучших качеств. В то же время Хилл и Бартон считают, что красный цвет привлекает больше болельщиков, что также делает сильнее симпатичные им команды. Кстати, самые успешные российские клубы, и не только в футболе, – ЦСКА и «Спартак» используют в экипировке именно красный цвет.

Недавно ученые из университета Рочестера (штат Нью-Йорк) и мюнхенского университета имени Людвига Максимилиана попытались разобраться в «цветном» вопросе. В 2007 году в журнале «Экспериментальная психология» появилась статья, автор которой Эндрю Элиот описывал, как он вместе с коллегами подвергал участников исследования серии экспериментов, направленных на проверку отношения «красный цвет – способность к проявлению лучших качеств». Результаты ясно показали, что встреча с красным цветом отрицательно влияет на способности человека и может вызвать «мотивацию избегания» примерно так же, как это происходит в голове человека, когда он видит сигнал «стоп».

Одну из самых последних попыток раскрыть тайну предприняли спортивные психологи из немецкого университета Мюнстера. Бернд Штраус и другие авторы исследования, результаты которого были опубликованы в этом году в журнале «Психологическая наука», считают, что как минимум в случае с тхеквондо победы спортсменов в красном во многом зависели от судей. Несмотря на равные силы в общем и в конкретных поединках, «красные» получали более высокие баллы по сравнению с «синими». В виде эксперимента авторы исследования показали 42 опытным судьям по тхеквондо две видеозаписи с 11 боевыми эпизодами в каждой. В первой дрались спортсмены в красном и синем цветах. Во втором фильме были сняты те же атлеты, только им поменяли цвет формы при помощи цифровой технологии. Несмотря на то что рефери видели один и тот же поединок, оценили они его по-разному. Оценки борцов в красном в среднем были на 13% выше.

Следует отметить, что эффект цвета сказывается тем сильнее, чем ближе по силам соперники. И чем больше разница в классе, тем меньше данный фактор влиял на оценки судей. Правда, если цвет действительно воздействует на подсознание арбитров, то о каком справедливом судействе может идти речь? Самый простой, конечно, способ – выбирать для противоборствующих спортсменов нейтральные цвета, однако и это, судя по всему, проблемы не решает. Взять, к примеру, дзюдо – вид единоборств, в котором атлеты выступают в белых и синих кимоно. Ученые из британского университета Ньюкасла проанализировали все поединки дзюдоистов на Олимпиаде в Афинах. Их вывод: незначительное преимущество было у борцов в синем. Правда, если психологи велят «красным дьяволам» надеть футболки синего цвета, то самые преданные болельщики «Манчестер Юнайтед» могут выйти на баррикады.

Между тем «помогают» атлетам побеждать не только цвета, но и запахи. Дэвид Коллинз, профессор Эдинбургского университета, занимается спортивной психологией четверть века. Он прекрасно разбирается в своем предмете еще и потому, что в молодости неплохо играл в регби, а позже увлекся американским футболом и восточными единоборствами. Коллинз на собственном опыте знает, что в спорте далеко не всегда побеждает сильнейший. Зачастую победа достается не тому, у кого выше уровень мастерства, а тому, у кого крепче нервы. Любой атлет прекрасно осведомлен, как тяжело выступать в состоянии стресса, когда от волнения неожиданно забывается все, чему учили тренеры, что сотни и тысячи раз легко проделывалось на тренировках. Для того чтобы сконцентрироваться на предстоящем выступлении и настроиться на победу, одни спортсмены успокаивают нервы, уходя в себя и не отвлекаясь на внешние раздражители, другие прибегают к помощи разнообразных ритуалов, носят счастливые талисманы или, к примеру, одну и ту же одежду и обувь. В последние годы в моду вошли собеседования с психологами, которые профессионально настраивают спортсменов на победу. Новейшим же достижением в области спортивной психологии является гипноз. Психологи советуют спортсменам мысленно «прокручивать» воспоминания победных забегов, поединков, соревнований. На этом же принципе основана и новая методика тренировок, разработанная Дэвидом Коллинзом. Только он не проводит со спортсменом никаких бесед, не дает им никаких советов. Наставления психолога заменяет… запах.

Несколько лет назад профессор сделал важное открытие. Оказалось, что память человека запоминает запахи гораздо лучше, чем зрительные или слуховые образы. Следовательно, если заставить мозг запомнить запах, который ассоциируется с высоким результатом, то затем можно «повторить» эту ситуацию. Всякий раз после удачного забега Коллинз давал понюхать группе бегунов платок, пропитанный духами с запахом лаванды. Если же результат оказывался низким, они нюхали платок с запахом перечной мяты. Через какое-то время аромат лаванды начал ассоциироваться у них с победой, а перечной мяты – с поражением. Всякий раз, когда бегуну давали понюхать лаванду, он показывал высокий результат. Напротив, «почуяв» перед стартом перечную мяту, он почти всегда бежал значительно медленнее. Сейчас Коллинз думает над тем, как помочь атлетам в командных видах спорта. Его новая методика, к сожалению, пока эффективна только в индивидуальных дисциплинах.

Опубликовано в номере «НИ» от 12 сентября 2008 г.


Актуально


Регионы


Смотрите также

Песков прокомментировал высказывания Мутко о намерении уйти в отставку


Неограниченные возможности

Репортер «НИ» узнала, как тренируются и живут параспортсмены

Армия чемпионов

Многие наши и зарубежные спортсмены по-прежнему проходят службу в вооруженных силах

Исинбаева отложила возвращение в спорт до 2016 года


Любовь к спорту

Браки заключаются не только на небесах, но и на стадионах

Нашаманить победу

Ради высоких результатов спортсмены прибегают к услугам психологов, гипнотизеров и колдунов

Футболист сборной Бразилии подаст в суд на СМИ, назвавшее его гомосексуалистом


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: