Главная / Газета 20 Июля 2007 г. 00:00 / Спорт

Последний полет

Бразильский «Гремиу» едва не пополнил черный список спортивных команд, попавших в авиакатастрофу

АЛЕКСАНДР КОЧЕТКОВ

Крушение пассажирского самолета Airbus в бразильском городе Сан-Паулу стало самой трагической темой этой недели и, безусловно, вошло в историю как одна из самых жутких авиакатастроф. Напомним, огромный лайнер съехал со взлетной полосы и врезался в заправочную станцию, в результате чего погибли около 250 человек. Но, как выяснилось позже, среди жертв могли оказаться и игроки футбольной команды «Гремиу» из Порту-Алегри. По словам одного из руководителей клуба, решение о смене рейса было принято в самый последний момент. Таким образом, футболисты буквально чудом остались в живых. Однако далеко не всем спортсменам так везло.

Одна из самых страшных трагедий в воздухе за всю историю спорта случилась 4 мая 1949 года в Турине. Самолет «Фиат 212», на борту которого находилась команда «Торино», врезался в холм Суперга. К несчастью, в тот день город был окутан туманом, а пилот опустил самолет слишком низко. И слишком поздно заметил холм. Как следствие, ни один из восемнадцати членов команды не выжил. К тому моменту «Торино» за пять туров до конца итальянского первенства уже завоевал «скудетто». Причем клуб выиграл чемпионский титул в пятый раз подряд. Чудом остались живы только Сауро Тома, Джулиано и Гандольфи, которые находились на больничном, а также президент команды, легендарный Ферручио Ново, страдавший бронхитом. Поскольку чемпионский кубок вручать оказалось некому, тогдашний президент Федерации футбола Италии Отторио Барасси запустил его на воздушных шарах в небо прямо на месте трагедии.

Еще одна драма случилась 6 февраля 1958 года в Мюнхене. Английский «Манчестер Юнайтед» возвращался из Белграда, где проводил ответный четвертьфинальный матч Кубка чемпионов с «Црвеной Звездой». В Мюнхене самолет приземлился, чтобы произвести дозаправку. Но потом пилот так и не смог поднять летательный аппарат в небо. Лайнер врезался в дом, находившийся рядом с аэропортом. В результате погибли восемь футболистов, а еще двое, Джекки Блэнчфлауэр и Джонни Бери, из за полученных повреждений были вынуждены завершить карьеру. Надо отметить, что жертв могло быть больше, если бы не подвиг вратаря «МЮ» Гарри Грега. Обладавший огромной физической силой, он на руках вынес из огня троих одноклубников (среди которых был и легендарный Бобби Чарльтон), а также женщину с маленьким ребенком, которые летели тем же злополучным рейсом.

В апреле 1993 года сборная Замбии летела на отборочный матч первенства мира по футболу против команды Сенегала. Из-за неисправности самолет рухнул в море рядом с Габоном. Погибли 18 игроков. Чудом спасся лишь капитан команды Калуша Бвалиа. Дело в том, что он ездил на просмотр в один из голландских клубов и добирался до Сенегала самостоятельно. Кстати, расследование этой трагедии даже не проводилось, а жены некоторых футболистов покончили жизнь самоубийством.

В истории нашего спорта, увы, тоже были подобные случаи. Первая «спортивная» авиакатастрофа произошла 7 января 1950 года под Свердловском в аэропорту Кольцово. Действующий чемпион страны по хоккею – клуб ВВС летел в Челябинск на очередную игру национального первенства. Матч должен был состояться через несколько дней, но накануне «летчики» уступили самому принципиальному сопернику – «Динамо», и разгневанный покровитель команды Василий Сталин распорядился на время «убрать команду с глаз долой», то есть подальше от Москвы, и посадить на сборы. Сначала решили, что спортсмены отправятся на Урал поездом, однако играющий тренер ВВС Борис Бочарников не хотел терять ни одного тренировочного дня. Команда полетела на военном самолете «Ли-2». Посадка проходила в крайне неблагоприятных условиях, и трагедии избежать не удалось. Погибли 11 хоккеистов. Повезло только нападающим Всеволоду Боброву, Виктору Шувалову и защитнику Александру Виноградову. Бобров просто опоздал на рейс. Как он сам рассказывал, его подвел проверенный будильник. Шувалов не полетел потому, что перешел в ВВС как раз из Челябинска, на Урале хоккеиста посчитали едва ли не предателем, поэтому в Москве было решено не нервировать соперников и оставить новичка дома. Виноградов отбывал дисквалификацию. Среди погибших оказались младший брат Анатолия Тарасова Юрий, звезды тех лет Гарри Меллупс, Роберт Шульманис, Зденек Зигмунд, Иван Новиков, Павел Жибуртович. Особенно не повезло последнему. Он опаздывал на рейс и ценой титанических усилий все-таки попал в самолет в последний момент. А вот Боброва ждать не стали. Администратору, который уже сидел в самолете, дали задание найти великого хоккеиста любой ценой и привезти в Челябинск на поезде. Так и администратор остался в живых.

Спустя много лет, 11 августа 1979 года, в небе над Днепродзержинском разбился самолет, на борту которого находилась команда ташкентского «Пахтакора». По вине авиадиспетчеров Харькова столкнулись два самолета «Ту-154». На одном летели футболисты, на другом – дети, направлявшиеся на отдых в пионерлагерь «Артек». Все пассажиры обоих лайнеров погибли, а информацию о трагедии засекретили на неделю, но потом пришлось придать делу гласность.

Опубликовано в номере «НИ» от 20 июля 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: