Главная / Газета 27 Октября 2006 г. 00:00 / Спорт

В тени Красного барона

Кто в «Формуле-1» сможет затмить талант ушедшего на покой Михаэля Шумахера?

ЕГОР НОВИКОВ, обозреватель радиостанции «Маяк» – специально для «Новых Известий»

22 октября 2006 года навсегда войдет в историю не только «Формулы-1», но и всего спорта. В этот день великий Михаэль Шумахер в последний раз в своей шестнадцатилетней карьере сел за руль гоночного болида. Свой последний, 71-й круг дистанции на бразильском автодроме «Интерлагос» немец преодолел словно на крыльях, унеся с собой в прошлое целую эпоху королевских гонок.

Фото: AP. DANIEL MAURER
Фото: AP. DANIEL MAURER
shadow
О феномене Шумахера болельщики и специалисты спорить будут еще очень долго. Карьера обладателя бесчисленного количества рекордов, многие из которых наверняка так и останутся непревзойденными, поделила мир «Формулы-1» на два лагеря. Тех, кто его боготворит, и тех, кто его ненавидит. Однако и те, и другие вряд ли будут спорить с самим фактом существования «феномена Шумахера». Хотя начиналось все для Красного барона не так безоблачно, и если бы не один эпизод, произошедший в детстве Михаэля, мир так бы и не узнал величайшего гонщика. «У меня было совершенно обычное детство, как у любого мальчишки. Я любил играть с друзьями в футбол. Кроме того, занимался дзюдо и ездил на картах. Однажды, когда мне было одиннадцать, передо мной встал выбор – пойти на соревнования по дзюдо или на картинг. Я выбрал дзюдо и оказался всего лишь третьим. Это было неверное решение, ведь я проиграл».

Но даже когда Михаэль всерьез начал заниматься автогонками, о «Формуле-1» он не мечтал. В 1989 году, за год до чемпионства в немецкой «Формуле-3», Шумахер впервые встретился с Вилли Вебером, гениальным менеджером, сумевшим впоследствии обеспечить Михаэлю безбедное будущее. В 1991 году, будучи гонщиком заводской команды «Мерседес», Шумми получил шанс стать пилотом «Формулы-1». Возможно, его дебют в королеве автоспорта состоялся бы и раньше, но Вебер никак не мог уговорить Эдди Джордана снизить сумму отступных за место в его команде.

Но в итоге сам Джордан вынужден был обратиться к Шумахеру за помощью: перед Гран-при Бельгии пилот Бертран Гашо угодил в тюрьму за драку с таксистом. И 25 августа 1991 года на легендарном автодроме в Спа Михаэль Шумахер проехал свои первые километры в «Формуле-1». Более того, в квалификации Шумми показал седьмое время, а в гонке с первых же кругов начал теснить признанных лидеров. Болид столь яркой езды в исполнении новичка не выдержал, и гонщик вынужден был сойти с трассы. Но в паддоке все говорили только о молодом немце, который в первой же гонке громко заявил о себе.

Благоприятным для развития карьеры моментом Вебер воспользовался умело, предложив кандидатуру своего подопечного боссу «Бенеттона» Флавио Бриаторе. Тот сразу понял, какой бриллиант он может заполучить. Напарником Шумахера в команде стал трехкратный чемпион мира Нельсон Пике. Но Михаэль не спасовал перед авторитетом бразильца и в своей следующей гонке в Италии завоевал первые очки, финишировав на пятом месте – впереди Пике. Второй год в «Формуле-1» лишь подтвердил дар Шумахера. Восемь подиумов, первая победа и первый лучший круг (оба достижения – в Бельгии) – и финиш на третьем месте в общем зачете!

В 1992 году впервые проявился скандальный характер немецкого феномена: за год он успел дважды привести в ярость Айртона Сенну. Свой первый из семи титулов чемпиона мира Шумахер завоевал в 1994-м, когда в результате страшной аварии в Сан-Марино знаменитый бразилец ушел из жизни. В этом же сезоне началась эра Шумахера, переписавшего едва ли не все рекорды королевских гонок. После второго титула в 1995-м немцу потребовался новый вызов, который он нашел в «Феррари», отправившись поднимать с колен легендарную команду.

До Шумахера главными лицами «Формулы-1» были пилоты. С приходом Михаэля все изменилось. Теперь команды завоевывали победы не за счет своих гонщиков – это пилоты выигрывали за счет своих команд. Особенно это умение подчинить себе всех и вся Шумахер проявил именно в «Феррари». Результаты не заставили себя долго ждать: с 2000 года «Формула-1» жила под знаком тотального превосходства «Феррари», когда практически любые вопросы решались в пользу итальянской «конюшни» и ее лидера. За это время Шумахер выиграл пять чемпионских титулов.

Трехкратный чемпион мира Ники Лауда заявил, что после ухода Шумми произойдет неминуемый закат «гарцующих жеребцов». «Феррари» была до меня, будет и после», – ответил на это Михаэль. Быть может, он и прав. Во всяком случае, Шумахер оставил своим преемникам – Кими Райкконену и Фелипе Массе – хорошее наследство.

С уходом Шумахера «Формула-1», безусловно, изменится, как изменилась она с его приходом. При нем выросла целая плеяда гонщиков, которые знают одно: результат может принести холодный расчет, а отнюдь не риск, свойственный романтическим временам «Формулы-1». Фернандо Алонсо, триумфатор последних двух лет, – яркий тому пример. Поэтому в ближайшие лет пять-шесть «Формула-1», скорее всего, будет гонками «теней Шумахера». А кто займет вакантное место великого немца? Видимо, основной претендент – все тот же Алонсо. Правда, в ближайшие два, а может, и три года испанец может отойти на второй план, чтобы построить под себя «Макларен», в который он ушел из «Рено». Неплохие шансы у Райкконена, Массы и Дженсона Баттона. Но затмить Шумахера, пожалуй, никому из них не удастся. Кто бы как к Михаэлю ни относился...


Михаэль ШУМАХЕР:

– Я не принимаю решение, если не чувствую, что оно должно быть принято. Я сделал заявление и не вижу причин его менять. Кстати, когда я заявил об уходе из спорта, мои близкие словно ожили. После бразильского Гран-при отец был счастлив. «Наконец-то это закончилось!» – воскликнул он. Думаю, что во время гонок его сердце билось сильнее моего, но теперь мы оба можем расслабиться. Какой будет моя дальнейшая жизнь? Не знаю, я рад тому, что не должен сразу думать о будущем. Я могу просто жить, пока не получу действительно интересное предложение, ведь жизнь полна неожиданностей. «Формула-1»? Возможно, буду смотреть гонки по телевизору вместе со своими детьми.


РЕКОРДЫ МИХАЭЛЯ ШУМАХЕРА

Больше всего титулов чемпиона мира – 7. Больше всего побед в гонках – 91. Больше всего побед в квалификациях – 68. Больше всего самых быстрых кругов – 75. Больше всего кругов в ранге лидера гонки – 5108. Самое долгое пребывание в ранге чемпиона мира – 4 года 11 месяцев и 17 дней (с 8 октября 2000 года по 25 сентября 2005-го). Больше всего побед подряд – 15 (2003–2004 гг.). Больше всего побед в одном сезоне – 13 (2004). Больше всего побед подряд в одном сезоне – 7 (2004). Больше всего вторых мест – 43. Больше всего завоеванных очков – 1364. Больше всего завоеванных очков в одном сезоне – 148 (2004). Больше всего побед в одном Гран-при – 8 (Франция). Больше всего побед после старта с «поул-позишн» – 40. Больше всего гонок подряд, завершенных в очковой зоне – 24 (2001–2003 гг.). Больше всего подиумов подряд – 19 (2001–2002 гг.). Самый быстрый титул чемпиона мира – 2002 год (стал недосягаемым в июле, за шесть этапов до конца сезона). Самая большая разница между чемпионом и вице-чемпионом – 67 очков (2002). К тому же Шумахер – единственный пилот, поднимавшийся на подиум по завершении всех гонок сезона – 19 раз (2002). Единственное достижение, которое принадлежит не Михаэлю Шумахеру, – количество выступлений в Гран-при. У немца 250 гонок, у Рикардо Патрезе – 256.


СПРАВКА

Михаэль ШУМАХЕР родился 3 января 1969 года в Хюрт-Хермюльхайме (неподалеку от Кельна, ФРГ).
Рост 174 см, вес 75 кг. Место жительства: Швейцария. Семейное положение: женат, супруга Коринна, дочь Джина-Мария и сын Мик. По неофициальным данным, за карьеру заработал около 800 млн. долларов.


КАРЬЕРА В «ФОРМУЛЕ-1»:

1991. «Джордан»/«Бенеттон»: 4 очка, 12-е место
1992. «Бенеттон»: 53 очка, 3-е место
1993. «Бенеттон»: 52 очка, 4-е место
1994. «Бенеттон»: 92 очка, чемпион мира
1995. «Бенеттон»: 102 очка, чемпион мира
1996. «Феррари»: 59 очков, 3-е место
1997. «Феррари»: 78 очков, 2-е место
1998. «Феррари»: 86 очков, 2-е место
1999. «Феррари»: 44 очка, 5-е место
2000. «Феррари»: 108 очков, чемпион мира
2001. «Феррари»: 123 очка, чемпион мира
2002. «Феррари»: 144 очка, чемпион мира
2003. «Феррари»: 93 очка, чемпион мира
2004. «Феррари»: 148 очков, чемпион мира
2005. «Феррари»: 62 очка, 3-е место
2006. «Феррари»: 121 очко, 2-е место

Опубликовано в номере «НИ» от 27 октября 2006 г.


Актуально


Регионы


Смотрите также

Финал Российской серии кольцевых гонок обещает быть захватывающим


Под стенами Казанского Кремля разыгралась жаркая гонка


Подтвердил свой чемпионский класс

Победу на Гран-при Германии одержал действующий чемпион «Формулы-1» Льюис Хэмилтон, а россиянин Даниил Квят на «Торо Россо» финишировал только 15-м

Хэмилтон великолепный

Действующий чемпион мира одержал пятую победу в текущем сезоне и третью кряду

«Мерседесовцам» разрешили драться

Хэмилтон одерживает вторую победу подряд в чемпионской гонке «Формулы-1», Квят финиширует в десятке

Хэмилтон выиграл второй этап «Формулы-1» кряду, Квят заработал одно очко


Хэмилтон стартует первым на Гран-При Великобритании, Квят – 15-й


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: