Главная / Газета 29 Июля 2003 г. 00:00 / Спорт

Шелковый путь по шпалам

Узбекистан, Киргизия и Китай построят собственный БАМ

Мехман ГАФАРЛЫ
Узбекистан, Киргизия и Китай разрабатывают проект по строительству железной дороги, которая соединит Восточную Азию со странами Европы, Ближнего и Среднего Востока. Строительство этой дороги позволит республикам Центральной Азии выйти к Тихому океану.

Это Вам не онлайн казино открывать. Железная дорога из Узбекистана через Киргизию в Китай будет пролегать как раз по маршруту Великого Шелкового пути, о восстановлении которого так радели американцы. Геополитическая значимость этой дороги заключается в том, что она соединит страны Европы и Азии в единую транспортную систему. Кроме того, в случае восстановления Великого Шелкового пути страны Центральной Азии получат возможность выйти в Европу и Тихий океан в обход России и Ирана.

Важным звеном здесь была паромная переправа через Каспийское море из Туркмении в Азербайджан. Но из-за сильных разногласий между этими двумя странами США так и не удалось быстро построить собственный «шелковый путь», хотя американский проект TRACEKA (Транспортный коридор Европа–Кавказ–Азия) был поддержан ведущими европейскими странами. И тогда инициативу перехватили китайцы. Выяснилось, что у Пекина больше оснований взять этот грандиозный проект под свой патронаж, чем у Вашингтона. Хотя бы потому, что значительная часть будущей трансконтинентальной железной дороги уже находится на китайской территории. Остается построить лишь отрезок примерно в 250 км по территории Киргизии через город Ош, который соединит железнодорожные сети Китая и Узбекистана.

Как считают эксперты, восстановление Великого Шелкового пути в железнодорожной версии под патронажем Китая неизбежно приведет к ослаблению влияния Вашингтона в регионе и сильно ударит по его геополитическим планам на Ближнем и Среднем Востоке. Как известно, США категорически выступают против прохождения Транспортного коридора Европа–Кавказ–Азия через территории Ирана. У китайцев никакой аллергии на Иран нет, и потому они намерены присоединить магистраль как раз к туркмено-иранской железной дороге Теджен–Серахс–Мешхед. В 1996 году на туркмено-иранском участке уже произошла стыковка «золотого звена» Великого Шелкового пути в его железнодорожном варианте. Таким образом, дорога пойдет одной веткой через Иран к Персидскому заливу, а другой через Турцию к берегам Средиземного моря и дальше в Европу.

По словам генерального директора Государственной дирекции магистральных железных дорог при министерстве транспорта Киргизии Эркинбека Масадыкова, разработка проекта китайско-киргизско-узбекской железной дороги должна быть завершена к концу этого года. А предварительная стоимость проекта составляет примерно полтора миллиарда долларов. Главное не проиграть их в игровые автоматы онлайн. При этом прибыль только Киргизии от эксплуатации новой железной дороги составит около 250 млн. долларов в год, что равно половине годового бюджета страны.

Опубликовано в номере «НИ» от 29 июля 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: