Главная / Газета 21 Января 2016 г. 00:00 / Общество

Деньги в топку?

Россияне все чаще сталкиваются с жилищно-коммунальными авариями, несмотря на регулярное повышение тарифов

Елена Ромашова

На этой неделе в разных районах Санкт-Петербурга произошло сразу три серьезные коммунальные аварии: без тепла остались несколько сотен домов. Одновременно в Свердловской области остались без отопления, света и воды 10 тыс. жителей. Ранее из-за прорывов теплотрасс в своих домах замерзали жильцы некоторых домов в Тюмени и Карелии: там не было тепла несколько дней. Плата за коммунальные услуги повышается несколько раз в год, но должный ремонт оборудования так и не делается. Опрошенные «НИ» эксперты утверждают, что получить компенсацию от коммунальщиков пострадавшие жильцы могут – такие правовые механизмы предусмотрены. Но нужно быть готовыми к тому, что придется самим искать виновных и доказывать их вину.

shadow
Начало года для коммунальщиков целого ряда российских регионов выдалось, несмотря на морозы, «жарким»: им пришлось в экстренном режиме ликвидировать серьезные аварии на теплотрассах. Так, несколько сотен домов в Невском, Центральном и Фрунзенском районах Петербурга во вторник остались без отопления из-за прорыва труб. К слову, накануне в Центральном районе уже было ЧП: в ловушку в виде разлитого кипятка попал пассажирский автобус. Людей из него пришлось эвакуировать спасателям. Аналогичная ситуация сложилась в Екатеринбурге: за две недели с начала нового года там случилось два прорыва водопровода, причем одного и того же (только на разных участках). В понедельник из-за аварии на одной из улиц города образовался каток, а ранее в ледяное озеро вмерз легковой автомобиль.

Также на днях без тепла и света остались 10 тыс. жителей города Нижняя Салда в той же Свердловской области: в результате ЧП лишились благ цивилизации 30 многоквартирных домов, пять детских садов и больница. Еще меньше повезло жителям города Суоярви в Карелии. Из-за аварии на местной котельной (торжественно открытой, к слову, в конце прошлого года) без отопления осталось 70% населения, а это примерно 6–7 тыс. человек. Между прочим, еще в ноябре, через месяц после открытия, та же новенькая котельная уже ломалась: тогда без тепла местные жители просидели несколько дней. С 17 января без отопления остаются жильцы нескольких домов в Тюмени: там в бойлерной случился прорыв труб. Пока на призывы горожан устранить проблему не реагируют ни аварийные службы, ни управляющая компания.

Тарифы ЖКХ и различные сопутствующие платежи в российских регионах повышаются регулярно. Следующий рывок назначен на июль 2016 года. Темпы удорожания различны. В Волгоградской области платежи вырастут на 6,6%, в Санкт-Петербурге, Якутии и в Камчатском крае – на 6,5%, в Тюменской области – на 5,9%, а в Свердловской области – на 5,7%. Помимо привычных пунктов платежных квитанций, проиндексируется еще и скандальный сбор на капремонт. Возникнет и новая статья жилищно-коммунальных расходов – плата за сбор и перевозку твердых коммунальных отходов. Ударит по кошелькам россиян и новый порядок взимания пени за просрочку жилищно-коммунальных платежей. Теперь они стали прогрессивными (зависят от периода просрочки) и выросли в зависимости от региона в 2–2,5 раза. При этом улучшения качества ЖКУ россияне не отмечают: так, согласно декабрьскому опросу ВЦИОМ, только 72% россиян считают качество услуг ЖКХ удовлетворительным или хорошим.

Как сказал «НИ» председатель Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов Удмуртской Республики» Александр Евсеев, жильцы оставшихся без отопления домов теоретически могут получить компенсацию от коммунальщиков. Это предусмотрено 354-м постановлением правительства, закрепляющим правила предоставления коммунальных услуг. Наш собеседник пояснил, что существуют параметры качества для каждой из коммунальных услуг. Например, для отопления их три – бесперебойность, температура и давление в трубах. Так, в отопительный период не должно быть перерывов подачи тепла свыше 24 часов в месяц суммарно и 16 часов единовременно. При этом температура в жилых помещениях не должна опускаться ниже 12 градусов. Кроме того, отопление должно подаваться таким образом, чтобы вне зависимости от погодных условий температура в квартирах не опускалась ниже определенной величины (для северных районов это не ниже 20 градусов по общему правилу и не ниже 22 градусов в угловых квартирах). Наконец, давление в трубах должно соответствовать определенным стандартам.

Фото: ЕКАТЕРИНА ВАРЮХИЧЕВА
shadow «Если по какому-то из этих параметров идет несоответствие качества отопления, то для потребителей предусматривается возможность получить некоторую компенсацию, то есть сделать перерасчет», – говорит Александр Евсеев. Если есть общедомовой прибор учета, то он автоматически зафиксирует, что в определенный период отопления не было. Это будет отражено в платежках. А вот если прибора учета нет, жильцам придется добиваться перерасчета индивидуально. «Перерасчет производится по формуле 0,15% за каждый час снижения параметра качества, – добавляет г-н Евсеев. – Суммы, конечно, получаются небольшие, но тем не менее».

Гораздо сложнее получить компенсацию от коммунальщиков в случае, когда, например, из-за разрыва труб затапливает подвал и в квартирах на нижних этажах начинают «цвести» стены. Так, в Тюмени жители одной из пятиэтажек уже несколько лет вынуждены жить в довольно экзотических для их местности условиях. Дело в том, что из-за гнилых труб подвал дома оказывается круглогодично затопленным. Это, в свою очередь, создает парниковый эффект: людям приходится жить чуть ли не в бане, в которой даже зимой летают комары. В управляющей компании в ответ на обращения жильцов отмалчиваются, а капремонт дома запланирован аж на период с 2027 по 2032 год.

Тем не менее, если обратиться в суд, шанс отсудить у коммунальщиков приличную компенсацию все же есть. Для этого нужно предоставить акт о причинении ущерба имуществу, а также заключение о сумме ущерба. И самое сложное – необходимо доказать, что имущество было повреждено именно по вине коммунальщиков. Например, в минувшем году жители одного из домов в Ижевске отсудили у коммунальщиков компенсацию за испорченные в результате затопления подвала полы и мебель. Судебное разбирательство завершилось только вчера и не в пользу коммунальщиков.

С недавних пор за плохое обслуживание с управляющей компании можно взыскать штраф. Но пока – лишь теоретически. Эксперт Научно-образовательного центра федеральных и региональных программ Высшей школы государственного управления РАНХиГС Игорь Кокин пояснил «НИ», что 28 декабря 2015 года вступили в силу поправки в Жилищный кодекс, которые предусматривают возможность наложения на управляющую компанию штрафа в пользу потребителя в случае непредоставления коммунальной услуги или предоставления ее в ненадлежащем качестве. Подобные штрафы предусмотрены 157-й статьей Жилищного кодекса, пояснил собеседник газеты, но для их реализации необходимо, чтобы в правилах предоставления коммунальных услуг был прописан порядок применения этих штрафов и их размер: «На данный момент постановление правительства о размере штрафа и порядке его начисления не утверждено. После того как оно выйдет, жители смогут рассчитывать на получение компенсации». Г-н Кокин отмечает, что утверждение документа затягивается: «Это постановление должно было быть принято до 1 января, поскольку с этой даты поправки вступили в силу. Но до сих пор его нет, поэтому технически начислить штраф в пользу потребителя невозможно. И потребители, даже если будут требовать компенсации, все равно ничего не смогут получить».


Подвал заколотили, а проблема осталась
Еще осенью в «НИ» обратились жители дома 14, корпус 2 по улице Артамонова на западе Москвы. В подвале их дома с ранней весны стоит вода, прорвавшаяся канализационная труба так до конца не починена, а в квартирах ощущаются сырость и неприятный запах. Постоянные обращения жителей в различные инстанции помогли лишь частично решить проблему, но не устранить ее причину. Труба так и осталась изношенной, а значит, потоп может повториться в любой момент.
Как убедились «НИ», в подвале дома из трубы небольшой струйкой постоянно текла вода. «Аварийка к нам ездила каждый день. Потом они заявили, что откачать все невозможно, разрыли в подвале дыру до земли, разбили, видимо, фундамент, и начали заливать водой. Предполагалось, что в эту дыру постепенно все уйдет, впитается, – рассказала «НИ» старшая по дому и жительница первого этажа Валентина Андреева. – Конечно, это все ощущается и в наших квартирах. Особенно в тех, которые находятся на первом этаже. Как только подвал затопило, к нам полезли мыши и крысы, так как им было некуда деваться. Стали досаждать и комары. Неприятный запах ощущается во всех комнатах».
Светлана Килимник, которая также живет на первом этаже злополучного дома, говорит «НИ»: «У нас тоже стоит постоянный запах и ощущается сырость. У меня двое маленький детей. У старшего бронхиальная астма, а значит, ему опасно дышать таким воздухом. Из-за сырости отстают обои, в комнате поднялся ламинат, на кухне гниет пол: наступаешь в одной части кухни на пол, а в другой ее части дергается плита».
Женщины рассказывают, что обращаться в различные инстанции начали еще с ранней весны. Однако удалось добиться лишь промежуточного решения проблемы. В ГБУ «Жилищник района Фили–Давыдково» обитателям дома ответили, что в «подвальном помещении проведена гидропромывка выпуска канализационного лежака, воронка водостока поправлена и очищена от листьев» и что «в настоящее время подвальное помещение чистое, сухое, комары и мелкие грызуны не выявлены». Однако проверить, так ли это, не представляется возможным: в декабре вход в подвал был заколочен.
Диана ЕВДОКИМОВА

Опубликовано в номере «НИ» от 21 января 2016 г.


Новости дня


Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: