Главная / Газета 23 Ноября 2015 г. 00:00 / Общество

Финансовый груз

Снизить градус напряжения в связи с забастовкой дальнобойщиков пока не удается

Диана Евдокимова, Никита Тараторин

Водители большегрузного транспорта, протестующие против введенного с 15 ноября дорожного сбора, намерены к концу ноября заблокировать движение по МКАД. Серьезное возмущение дальнобойщиков вызывает тот факт, что сбором средств занимается частная структура. Акции протеста, которые продолжаются с минувшего четверга, вызвали неоднозначную реакцию властей: в Росавтодоре водителям порекомендовали «не поддаваться на провокации лоббистов» и пожаловались на них в МВД, Роскомнадзор заблокировал сайт протестующих; зато Минтранс пошел на некоторые уступки, согласившись временно не штрафовать неплательщиков сбора. Тем временем за неделю действия сбора с дальнобойщиков собрали уже почти 200 млн. рублей.

В ряде регионов акция протеста фактически парализовала движение по федеральным трассам.
В ряде регионов акция протеста фактически парализовала движение по федеральным трассам.
shadow
Информация о планируемом марше дагестанских дальнобойщиков на Москву широко разошлась по СМИ в воскресенье, хотя известно об этой идее стало еще в пятницу. По словам лидера профсоюза водителей-дальнобойщиков Александра Котова, к 19 ноября в Республике Дагестан образовалась колонна грузовиков длиной более 50 километров, которая фактически заблокировала въезд в регион и выезд из него. В региональном МВД уточнили, что акция проходит спокойно, протестующие не нарушают правопорядок.

«В Дагестане сейчас самая проблемная ситуация. Народ стоит, не пропускает машины иностранных государств. У нас, в регионах, сейчас ситуация более спокойная в связи с тем, что Минтранс пока что разрешил не платить штрафы за неуплату налоговых сборов», – прокомментировал «НИ» ситуацию руководитель клуба взаимопомощи дальнобойщиков «Братишка» Кирилл Карташков. По его словам, акции протеста будут продолжаться: «Дорожный сбор фактически лишит работы 30% дальнобойщиков. Поэтому люди будут идти до конца». В беседе с «НИ» он обратил внимание, что на центральных телеканалах и частично в печатной прессе информация о забастовке всячески блокируется: «Можно сделать вывод, что власти всерьез воспринимают нашу забастовку. А значит, ситуация должна измениться».

Напомним, акции протеста дальнобойщиков в эти дни проходят по всей стране. Водители протестуют против сбора за проезд по федеральным трассам для грузовиков с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. Едва ли не максимальные возмущения дальнобойщиков вызывает тот факт, что сбором денег занимается частная структура «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). По утверждению ряда источников, эта структура подконтрольна Игорю Ротенбергу, сыну предпринимателя Аркадия Ротенберга. Сборы с водителей осуществляются посредством системы терминалов «Платон», о запуске которой Минтранс отчитался 15 ноября. Оператором «Платона» как раз и является РТИТС, но сама система находится в собственности государства. Бастующие водители недоумевают: раз сбор государственный, то почему бы не платить его напрямую государству.

В правительстве введение сбора объясняют необходимостью возмещать ущерб, который фуры наносят дорогам общего пользования. В ближайшие месяцы платить придется 1,53 рубля за километр, в дальнейшем – 3,73 рубля. Штрафы за неуплату сбора для юридических лиц составляют 450 тысяч рублей за первое нарушение и один миллион – за повторное. Самих водителей, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей также будут штрафовать.

Первые масштабные акции дальнобойщиков прошли 11 ноября; затем, когда «предупредительные» меры не возымели эффекта, водители начали протестовать в полную силу. После начала действия сбора недовольство активистов усилилось проблемами в системе взимания денег «Платон», которая некорректно списывала средства со счетов водителей, неверно рассчитывала километраж пути; сайт «Платона» работал со сбоями.

Особое недоумение дальнобойщиков вызывает то, что деньги собирает частная структура.
shadow В субботу активисты сообщили о блокировке Роскомнадзором сайта движения «Рабочий путь», на котором были опубликованы данные координаторов акции. На «заглушке», которую видели посетители сайта, сообщалось, что блокировка была установлена по требованию Генпрокуратуры, которая обнаружила на одной из страниц призывы к массовым беспорядкам. В итоге сайт оказался недоступен целиком. Хотя злополучную страницу позже удалили, к воскресенью сайт еще не работал.

В четверг вечером с открытым письмом к водителям грузовиков обратился Росавтодор. Ведомство выступило с просьбой «не поддаваться на призывы провокаторов и лоббистов, которые под эгидой профессиональных союзов и объединений призывают водителей большегрузов бросать свою работу и выходить на забастовки». Также там отметили, что уже подготовили официальный запрос в МВД России «с целью проверки организаторов подобных акций по всей стране, которые проводят несанкционированные митинги вблизи федеральных дорог, подвергая опасности жизни не только самих участников забастовок, но и простых автомобилистов». В ведомстве напомнили о происшествии 19 ноября в Тверской области, когда водитель грузового «МАЗа» на трассе М-10 «Россия» не справился с управлением и наехал на протестующих, которые в тот момент находились на обочине и проводили несанкционированную акцию. Погиб один человек, еще трое пострадали.

Аналогичные сборы взимаются по всей Европе, утверждают чиновники: в Австрии водители платят до 0,49 доллара за километр, в Белоруссии – 0,16 доллара. «Российский тариф по сегодняшнему курсу – 0,025 доллара, что в шесть раз ниже, чем, например, в Белоруссии», – пишет Росавтодор. Там также отметили, что решение, касающееся платы для дальнобойщиков, было принято еще четыре года назад, а в бюджете страны на 2016 год есть план по сбору около 40 млрд. рублей, которые инвестируют в дорожное хозяйство страны.

По данным на субботу, с большегрузов уже удалось собрать более 191 млн. рублей. Такие данные привели в Росавтодоре по итогам пяти дней действия сбора. На сайте ведомства также говорится, что «Платон» работает «в штатном режиме, существенных технических сбоев в работе системы нет».

В Минтрансе, в свою очередь, заявили, что готовы сделать для дальнобойщиков некоторые послабления. В ведомстве подготовили поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые освобождают водителей российских перевозчиков от штрафов за невнесение платы, снижают до 50 тыс. рублей размеры наказания для юрлиц, а за повторные – до 100 тыс. рублей. Для физлиц штрафы снижаются с 40 тыс. до 10 тыс. рублей. «До принятия данных поправок штрафы с водителей российских транспортных средств за такие нарушения взиматься не будут», – сообщил Минтранс.

Бить тревогу по поводу введения дорожного сбора надо было давно, говорит «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. «Почему не стали протестовать раньше, мне совершенно непонятно. Наверное, стоило пытаться делать это более «бархатным» путем, добиваясь внесения изменений в постановления нашего правительства, делегируя туда своих людей. Время для того, чтобы сделать это все не таким жестким способом, было. Но меня в этой истории радует другое – что автовладельцы начинают заявлять о себе в полный рост», – отмечает Виктор Травин. По мнению собеседника «НИ», акции дальнобойщиков вызовут волну социального протеста против повышения транспортного налога, тарифов ОСАГО, штрафов: «Я всегда говорил, что в этой стране начнутся какие-либо изменения со стороны автовладельцев, потому что это самый забитый, самый уничтожаемый класс. Думаю, что вслед за дальнобойщиками поднимутся и другие автовладельцы, потому что им больше всего и достается. Денег в бюджете не хватает? Это потому, что они штрафы не платят. Люди гибнут? Не дороги виноваты, не чиновники, а водители. Куда ни кинь – всюду виноваты водители…»

Опубликовано в номере «НИ» от 23 ноября 2015 г.


Новости дня


Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: