Главная / Газета 16 Сентября 2014 г. 00:00 / Общество

Детская безнадежность

Правозащитники сравнили воспитанников интернатов для инвалидов с узниками концлагерей

Диана Евдокимова

Дети с инвалидностью, живущие в интернатах, страдают от насилия, непрофессионализма, а также отсутствия должного внимания и заботы со стороны воспитателей. Об этом свидетельствует опубликованный вчера доклад международной правозащитной организации Human Rights Watch. По данным правозащитников, в интернатах живет треть российских детей-инвалидов. Опрошенные «НИ» эксперты с выводами доклада согласны.

Собирая информацию для доклада, правозащитники заглянули в 10 учреждений в различных регионах и опросили более 200 человек: родителей, детей и их родственников, персонал интернатов, различных добровольцев и активистов. По данным Human Rights Watch, 30% детей с инвалидностью в России живут в интернатах. Многие из них, как утверждают авторы доклада, страдают от плохого обращения, отсутствия должного лечения, обучения и внимания. При этом у 95% детей-инвалидов, находящихся в интернатах, есть хотя бы один живой родитель.

«Насилие и отсутствие заботы, которым подвергаются дети с инвалидностью в приютах, шокируют и заслуживают только сожаления и осуждения», – заявила исследователь Отделения Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии и автор доклада Андреа Маццарино. Она уверена, что правительство РФ «должно ввести политику нулевой толерантности применительно к насилию в отношении институционализированных детей и безотлагательно усилить программы, направленные на содействие семейным формам ухода».

Дети рассказали правозащитникам, что с ними плохо обращаются, бьют, не дают достаточно пищи и питья, часто им недоступны «необходимые медицинские услуги, простые игры и качественное образование». Непослушных нередко накачивают седативными препаратами и отправляют в психиатрическую больницу в качестве наказания. В некоторых интернатах даже пытались ограничить общение ребенка с семьей и друзьями. А ведь многие дети-инвалиды в силу своей болезни не могут даже пожаловаться на нарушения своих прав.

«Одними из главных факторов, определяющих отношение персонала к детям, являются отсутствие поддержки и подготовки, а также малочисленность штата», – отмечают правозащитники. Многие воспитатели, которых встречали авторы доклада, искренне хотят помочь ребятам развиваться, но, не обладая достаточными знаниями, прибегают к недопустимым методам ухода.

Правозащитники обнаружили так называемые лежачие палаты, где вся жизнь детей проходит в кроватях. Не имея возможности постоянно приглядывать за подопечными, персонал приютов часто привязывает детей к мебели, например, для того чтобы ребенок не мог сам себе навредить. «У многих детей в лежачих палатах наблюдается страшное отставание в физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии. Таких трагедий можно избежать, если обеспечить всем детям с инвалидностью надлежащее питание, медицинский уход и образование, на которые они имеют право», – уверена Андреа Маццарино.

Многие дети, по мнению правозащитников, могли бы не оказаться в интернатах, если бы врачи так настойчиво не уговаривали родителей отказаться от ребенка, убеждая, что они не смогут обеспечить должный уход. Да и сами мамы и папы принимают такое решение, когда рядом нет доступной инфраструктуры, способной помочь их детям: инклюзивных школ, медицинских реабилитирующих учреждений.

Плохо в стране организована система поддержки семей, в которых живет ребенок-инвалид. «В России отсутствует федеральная система активного содействия усыновлению детей с инвалидностью или устройству их в приемную семью. Родители из таких семей рассказывали о проблемах с воспитанием ребенка, включая отсутствие поддержки и возможностей для получения образования и других услуг. Они отмечали негативное отношение со стороны государственных чиновников», – говорится в докладе.

Авторы доклада отмечают, что в России есть программы, направленные на сокращение численности детей в интернатах. Однако эти программы не работают, поскольку часто не сопровождаются конкретными планами реализации и мониторинга. «Передача государству ухода за ребенком должна носить временный характер, применяться в предельно ограниченных обстоятельствах и отвечать как интересам ребенка, так и международным нормам о правах человека», – утверждают правозащитники. По их мнению, дети должны расти в семье, а родители – иметь возможность и средства развивать их, образовывать и лечить.

«Авторы доклада рассказали о тех проблемах, которые действительно существуют. С детьми в таких интернатах обращаются как в концлагерях, они там заперты, бесправны», – сказал «НИ» председатель правления региональной общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер. Он указал и на еще одну проблему – избыточную диагностику умственной отсталости. Многим детям, по словам г-на Альтшулера, слишком рано ставят диагноз и отправляют в интернаты для инвалидов, где у них уже не остается шансов на развитие.

«Многодетная мать Татьяна Шарыпова спасла девять таких детей. Например, девочку Лизу, которую собирались перевести в Ново-Никольский детский дом-интернат, где как раз существуют те проблемы, о которых сказано в докладе. И когда Лизу в восемь лет повели в первый класс, ее сразу взяли во второй. Очень развитый ребенок», – рассказал Борис Альтшулер. По его мнению, решить многие проблемы должен закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», а также постановление правительства РФ от 24 мая 2014 года об организации семейных детдомов. Оба документа вступают в силу с 1 января 2015 года.

«Сегодня детские дома никто, кроме прокуратуры, не контролирует. К сожалению, закон об общественном контроле интернатов не принят до сих пор», – отметил Борис Альтшулер.

«У детей из специализированных интернатов фактически нет шансов на самостоятельную жизнь. Их даже не пытаются там к ней подготовить. После интерната детей с особыми потребностями отправляют в психоневрологические интернаты для взрослых, дома престарелых и в лучшем случае в колледжи, куда никто не идет», – сказал «НИ» руководитель проекта «Успешные сироты», выпускник детдома Александр Гезалов. По его словам, в системе просто не хватает профессионалов и профессиональных стандартов для работы с такими детьми: «Персоналу проще дать аминазин или галоперидол (успокаивающие препараты. – «НИ»), если ребенок ведет себя ненормально, чем включаться в его жизнь».

Опубликовано в номере «НИ» от 16 сентября 2014 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: