Главная / Газета 27 Августа 2014 г. 00:00 / Общество

Без права на права

В стране может закрыться большинство автошкол

Кристина Крутилина

Новые требования к автошколам могут привести к закрытию более 80% из них, а в некоторых регионах не останется ни одной для обучения вождению. К такому выводу вчера пришли эксперты автомобильной сферы, обсудив новый порядок подготовки к сдаче экзамена на водительские права. Руководители автошкол предупреждают о росте цен на обучение, просят дать им время на обустройство автодромов и жалуются на прокурорские проверки, которые уже начались.

Из-за того, что автошколы обязали иметь автоматизированные автодромы, стоимость обучения в столице вырастет минимум на 15–20 тыс. рублей, утверждают в «Ассоциации автомобильных автошкол». «В Москве аренда участка в 0,24 га обойдется в 300–350 тыс. рублей в месяц, а при среднем наборе 30–40 человек на курс получается, что только площадка, не говоря об остальном оборудовании, которое должна закупить школа, увеличит стоимость обучения на 10–15 тысяч для одного человека», – подсчитала председатель ассоциации Елена Зайцева.

В Москве сейчас действует более 350 автошкол, но лишь около 10% смогут существовать в новых условиях. «У 15 школ есть свои площадки достаточного размера и оснащения, еще около 20 имеют их в аренде, так что мы прогнозируем, что абсолютное большинство не пройдет лицензирования и будет закрыто», – прогнозирует председатель правления «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев. Он добавил, что пока только две автошколы подали документы для согласования их автодромов в ГИБДД. «Ежегодно в Москве выпускаются 120–130 тыс. водителей, то есть при массовом закрытии автошкол своей очереди надо будет ждать полтора года», – добавил г-н Лобарев. Всего в России функционирует порядка 8 тысяч автошкол, которые ежегодно обучают более 2 млн. слушателей.

Автошколы забили тревогу после того, как 12 августа вступил в силу приказ Минобрнауки, установивший новые требования к материально-технической базе автошкол. Теперь каждая автошкола должна иметь оборудованные интерактивной доской и проектором аудитории, а также собственную асфальтированную, огороженную площадку (автодром) с разметкой и светофором площадью не менее 0,24 га. Последняя норма вызвала самые жаркие споры: в Москве и других крупных городах получить или даже взять в аренду такую территорию очень сложно, а в регионах, где зачастую даже экзамены в ГИБДД сдают на неасфальтированных площадках, покрыть ее асфальтом слишком дорого. Ранее школы в основном брали существенно меньшие площадки в пользование от управы или снимали у автокомбинатов или автобусных парков.

«Площадка нужна для обучения первоначальным навыкам – как трогаться и рулить, а основное обучение направлено на вождение в интенсивном транспортном потоке. В Европе вообще от автошкол не требуют наличия площадок», – настаивает г-жа Зайцева. С ней согласна и председатель Карельской ассоциации «За безопасность дорожного движения» Жанна Беляева: «Автодромы вообще не нужны, норма об их размере в 0,24 га даже не была согласована с Минэкономразвития, а от нас требуют, чтобы мы за две недели их где-то нашли». Г-жа Беляева удивляется, почему автошколам не дали времени на переходный период: «Если Минобрнауки год и три месяца занималось разработкой этих программ, то дайте столько же на подготовку нам!»

Как рассказал г-н Лобарев, он просил выделить площадку для автошколы еще два года назад, но на его запрос до сих пор нет никакого ответа: «У местных властей просто нет механизма выделения земель, а в крупных городах и земли столько нет». Участники дискуссии сошлись на том, что оформить документы для автодрома невозможно менее чем за полгода, а до этого момента школы не имеют права набирать новых учеников. «В некоторых регионах, например в Нижегородской области, сложится ситуация, когда в небольших городах школ не останется совсем, и люди должны будут ездить учиться в областной центр», – считает г-жа Зайцева.

«Фуфлом» назвал «НИ» новые требования к автошколам координатор общественного движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов. По его мнению, государство не занимается исследованием причин аварий и не систематизирует типичные ошибки водителей-новичков, а руководствуется принципом «мне кажется»: «В Германии за новичками с водительским стажем до трех лет следят очень серьезно: каждое их правонарушение фиксируется и тщательно анализируется. В результате немцы имеют огромную статистическую базу, которую используют при внесении изменений в правила обучения, а нас делают заложниками частного мнения какого-то чиновника».

«К нам не может быть никаких претензий, – объясняла после вступления в силу приказа представитель Минобрнауки Лариса Шмелькова. – Министерство разрабатывало программы с другими органами власти, а решение по размеру площадок в 0,24 га было принято на уровне вице-премьера Игоря Шувалова». Сторонники нововведения настаивали, что автоматизированные автодромы позволяют быстрее приобретать навыки вождения и объективнее оценивать уровень подготовки учащихся при выполнении обязательных упражнений.

Опубликовано в номере «НИ» от 27 августа 2014 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: