Главная / Газета 8 Июля 2014 г. 00:00 / Общество

Не стоят на месте

Платные парковки вводятся по всей России

Диана Евдокимова, Юстина Веприняк

С июня зоной платных парковок стал центр Екатеринбурга. В августе только за деньги можно будет оставить машину в центре Калуги. На очереди – Казань, Вологда, Тюмень, Челябинск, Тула. Автовладельцы возмущаются тем, что вынуждены платить за то, что еще недавно было бесплатно, а в ГИБДД признают, что во многих городах платные парковки оформлены юридически небезупречно и выписанные городскими властями штрафы платить не обязательно.

Оплата парковки часто не освобождает от ошибочного штрафа, на оспаривание которого уходят многие месяцы.<br>Фото: ЕКАТЕРИНА ВАРЮХИЧЕВА
Оплата парковки часто не освобождает от ошибочного штрафа, на оспаривание которого уходят многие месяцы.
Фото: ЕКАТЕРИНА ВАРЮХИЧЕВА
shadow
В Москве платные парковки появились в ноябре 2012 года. С тех пор их зона значительно расширилась и продолжает это делать, одновременно у жителей множатся претензии к парковщикам. Так, жительница центра Москвы Анна Захарова составила целый список замечаний к организации системы платных парковок, который передала муниципальным депутатам. Список состоит из 15 пунктов. Лично же г-же Захаровой очень мешают ошибки в мобильном приложении, отсутствие указания на район на табличках с номерами зон парковки, а также ошибки в нумерации этих зон на табличках. «На Пресненской стороне Большого Палашевского и Сытинского переулков указана зона 2004 Тверского района. Знаю об ошибках на Мясницкой улице. Указание же района особенно важно для резидентов, ведь бесплатно парковаться они могут только в районе проживания. Границы же районов часто проходят очень сложно и совсем не очевидно. Время и нервы расходуются на попытки разобраться, как бы чего не нарушить невзначай», – говорит «НИ» Анна Захарова.

«Новые Известия» уже не раз рассказывали о проблемах, с которыми пришлось столкнуться всем москвичам. Одной из самых насущных до сих пор остается большое количество ошибочных штрафов, которые приходят автовладельцам. Так, продюсеру и жителю ЦАО Илье Островскому за полгода пришло 25 штрафов за неоплаченную парковку, хотя он имеет право оставлять машину у своего дома бесплатно, как резидент. Он рассказал «НИ», что оспорить пока удалось 20 из них, при этом в электронной базе нарушителей все эти штрафы значатся до сих пор.

Группа автомобилистов, объединившихся в соцсети Facebook, заявляют, что платные парковки ущемляют их права. Автомобилисты требуют аннулировать все штрафы за неуплату и запретить использование паркоматов, выявляющих нарушителей. «Количество ошибочных штрафов исчисляется десятками тысяч, отменить их практически невозможно. Создается впечатление, что штрафы выписываются намеренно в расчете на то, что определенный процент граждан не станут оспаривать такие штрафы и предпочтут заплатить», – утверждают водители. Так, «НИ» уже рассказывали историю жителя Среднего Каретного переулка Леонида Антонова, который оспаривал девять штрафов почти год. Тем не менее информация о штрафах до сих пор висит на сайте ГИБДД.

В пресс-службе «Московского паркинга» «НИ» сообщили, что не ведут статистику по количеству жалоб, которые ждут своего рассмотрения, и добавили, что происходит это «в регламентные сроки». «По нормам мы обязаны отправить ответ «Почтой России». Из-за этого пользователи могут думать, что сроки нарушаются», – отметили в пресс-службе. Там также добавили, что все ошибки город готов исправлять, нужно просто о них сообщать.

«К сожалению, администрирование платного парковочного пространства далеко не на высоте. Это и десятки тысяч штрафов, которые висят в базе, и не понятно, оплачены они или нет. Это и путаница со знаками, и чрезмерная эвакуация», – отметил в разговоре с «НИ» муниципальный депутат Таганского района и член рабочей группы по платным парковкам при департаменте транспорта Илья Свиридов. Он также указал на ненужное сокращение количества парковочных мест и увеличение количества знаков, запрещающих стоянку.

Многие из московских проблем с платными парковками переходят и в другие города, которые перенимают инициативу. Екатеринбург внедрил платную парковку 26 мая на четырех улицах: 8 Марта, Попова, Хохрякова, Сакко и Ванцетти. Постоять на них стоит 30 рублей в час. Штраф за неуплату – от 1 тыс. до 3 тыс. рублей. Пока платных мест 450, но в планах городских чиновников увеличить их количество до 1950. На днях чиновники из городской администрации Екатеринбурга подсчитали доход от платных парковок, который составил примерно 400 тыс. рублей. И это при том, что 40% водителей (более 7200) постояли на ней не заплатив. Нарушителей уже пообещали наказать штрафами.

Как и в столице, паркоматы принимают только специальные «ЕКАРТЫ» либо банковские карты. Оплатить стоянку можно и через СМС, а вот наличными деньгами это сделать не удастся. Правозащитники движения «Комитет по защите прав автовладельцев» уже направили два исковых заявления на администрацию Екатеринбурга. Они считают, что права водителей нарушаются «отказом в принятии наличных денежных средств за услуги парковки». Кроме того, 10% стоимости забирают себе мобильные операторы, если оплата происходит по СМС. К тому же этот способ, как и в случае с банковскими картами, доступен не всем. «Оплата по СМС недоступна людям с коорпоративными тарифами или тем, у кого отключены СМС на короткие номера», – объяснил «НИ» председатель движения Кирилл Форманчук. Рассказал он и о других претензиях к нововведению: «Терминалы печатают не фискальные чеки, а какие-то товарные. Непонятно, платятся ли налоги. До сих пор неясно, куда уходят деньги. На чеках этой информации тоже нет. Словам администрации о том, что все получает бюджет, не очень-то верится, поскольку услуги по парковке облагаются НДС, а его госорганы не платят по закону».

Кирилл Форманчук заявляет, что водители могут не опасаться штрафов, ведь администрация Екатеринбурга не имеет права их выписывать. «У нас муниципалитет не имеет права работать с «Парконами» и рассылать штрафы. Постановления города мы не имеем права принимать по закону, и если они появятся, то их отменит любая инстанция», – подтвердил еще в июне глава ГИБДД Свердловской области Юрий Демин.

О скором введении платных парковок уже объявлено во многих городах. Так, с середины августа нельзя будет бесплатно постоять на Театральной площади Калуги. Все начнется по той же схеме, что и в других городах: появятся паркоматы, которые не берут наличные, а несколько человек будут объяснять автомобилистам, как и где платить за парковку. Обещанная стоимость часа стоянки – 35 рублей. Штраф же составит 500 рублей. Всего появится более 800 парковочных мест. В сентябре платная парковка появится в центре Вологды. Собираются вводить платные парковки в Казани, Санкт-Петербурге, Туле, Тюмени, Челябинске, Ярославле.

«В любом городе будут протесты. Люди не понимают, почему деньги вдруг начинают брать за кусок асфальта, который раньше для них был бесплатным и построен на средства с налогов, которые они же платили», – уверен в беседе с «НИ» координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов.

«Дурной пример заразителен. Теперь это (платные парковки. – «НИ») расползается по стране», – сказал «Новым Известиям» председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин и добавил, что бороться с пробками платные парковки не помогают.


В Германии дороже всего берут за парковку в аэропортах
Найти место на платной парковке в большом городе или в маленьком, но привлекательном для туристов в Германии зачастую очень сложное дело. Спрос на парковочные места, как правило, превышает предложение, и немецкий водитель, согласно статистике, в среднем тратит на поиск «места под солнцем» около 10 минут, проезжая при этом в среднем по 4,5 километра. Отсюда и цены за парковку в центральных районах городов или вблизи туристических объектов не просто кусаются – они безжалостно съедают содержимое водительских кошельков. Согласно данным отраслевого объединения Bundesverband Parken, стоимость часа стоянки в паркингах Мюнхена, Гамбурга или Франкфурта-на-Майне может достигать 4 евро в час, а стоянка в аэропортах этих же городов – даже 8 евро. При этом в маленьких городах припарковать машину в центральной части иногда стоит всего 50 центов, а очень часто первые полчаса стоянки вообще бесплатны. В мегаполисах же, напротив, краткосрочная парковка для водителей наиболее накладна. В Дюссельдорфе, например, первый час обходится в среднем в 2,6 евро, а в Мюнхене – в 2,5 евро. Многие стоянки вдоль тротуаров больших городов являются платными только по рабочим дням, хотя суббота, когда большинство немцев не работают, «нерабочим днем» не считается.
Несколько спасает катастрофическое положение с платными парковками наличие во всех крупных, а иногда даже и в маленьких городах многоуровневых подземных и наземных гаражей. Однако регулярно проводимые тесты Общегерманского автомобильного союза (ADAC) выявили то, что каждый четвертый многоуровневый гараж находится в неудовлетворительном состоянии. Специалисты говорят о неудобных въездах и выездах, недостаточной ширине парковочных мест, узких проездах, плохой освещенности. Поэтому нередко не загруженная трасса, а именно паркхауз становится местом «дорожного» происшествия.
Минимальный штраф за парковку в неположенном месте составляет 15 евро, перемещение автомобиля нарушителя с помощью эвакуатора обойдется минимум в 150 евро. Штрафы за неправильную парковку поступают в муниципальный бюджет городов. В Берлине, например, пополнение городской казны за счет нарушителей правил парковки ежегодно составляет более 25 млн. евро. А те водители, кто нарушает правила парковки регулярно, могут в конце концов поплатиться своими правами. Выявлением парковочных «анархистов» заняты не только специальные контролеры, но и добровольные помощники из числа бдительных пенсионеров, проживающих в соседних домах. К жалобам, направляемым энтузиастами в соответствующие инстанции, власти относятся со всей серьезностью и при наличии неопровержимых доказательств того или иного парковочного прегрешения принимают соответствующие меры.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен

В США для автомобилей строят парковочные небоскребы
В американских городах дефицит даже платных парковочных мест стал обычным явлением. Так, в Чикаго на 2,7 млн. жителей приходится 3,1 млн. автомобилей и всего 1,5 млн. мест платной парковки на городских улицах. То есть даже имеющееся количество парковочных мест не удовлетворит нужны всех чикагцев, покидающих свои гаражи. Между тем ежедневно в Чикаго из пригородов на работу приезжают около миллиона человек, и большинство из них также перемещаются на личных автомобилях.
Выходом городские власти считают сооружение многоэтажных парковок – так называемых «общественных гаражей» вместимостью от нескольких сотен до нескольких тысяч автомобилей. В Чикаго уже построено около 500 таких парковок, где день стоянки обойдется от трех до 15 долларов – значительно дешевле, чем на городских улицах. Особенно высок спрос на парковочные места в тех «общественных гаражах», которые расположены в деловом центре возле офисных небоскребов.
Борис ВИНОКУР, Чикаго

Опубликовано в номере «НИ» от 8 июля 2014 г.


Новости дня


Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: