Главная / Газета 12 Мая 2014 г. 00:00 / Общество

Вошли в историю

Российских школьников научат гордиться присоединением Крыма

Кристина Крутилина

Минобрнауки подготовило рекомендации для проведения в школах страны тематического урока о присоединении Крыма и Севастополя к России. По новой трактовке истории, передача этих регионов к Украине в советское время названа нелегитимной, а нынешняя украинская власть характеризуется как «праворадикальные и русофобские элементы». Помимо обоснования действий российских и крымских властей целью урока названо «воспитание гордости» за страну. Эксперты считают инициативу пропагандистской и несоответствующей задачам школы.

В перерыве между майскими праздниками Минобрнауки опубликовало рекомендации для проведения в российских школах и колледжах тематического урока «Крым и Севастополь: их историческое значение для России». В ведомстве подчеркивают, что материалы носят рекомендательный характер, однако они были разосланы во все региональные министерства, а итоги проведения занятий рекомендуется отразить на сайтах учебных заведений. На усмотрение школы оставлен лишь выбор конкретного времени и учителя, который проведет урок.

Целями «крымского» занятия чиновники видят отражение роли полуострова в истории и современности России, подчеркивание «обоснованности воссоединения с точки зрения мирового права, моральных и этических норм», демонстрацию «миротворческого и гуманистического характера действий России», убеждение во «временном характере трудностей в дипломатических, политических и экономических отношениях с Украиной» и «воспитание гордости и уважения к истории своей страны».

Обязательное условие – цитирование во время урока обращения президента Путина к Федеральному собранию по поводу принятия Крыма и Севастополя в Россию.

В начальных классах Минобрнауки рекомендует сконцентрироваться на культурном наследии Крыма, особенно на его природе. Во время урока дети познакомятся с творчеством русских художников и поэтов, посвятивших свои произведения Крыму, и нарисуют собственные пейзажи.

Ученики средних классов изучат историю полуострова: «Крымское ханство», «Русско-турецкие войны», «Роль Черноморского флота», «Мужество защитников Севастополя». В качестве домашнего задания школьникам предложат написать сочинение-размышление «Путешествие в Крым».

Старшеклассники же не только займутся историей, но уделят внимание настоящему (экономика, наука, туриндустрия Крыма) и подумают о будущем – в качестве домашнего задания им нужно будет написать эссе «Крым: перспективы развития».

В материалах к уроку отмечается, что в 1954 году Никита Хрущев передал Крым и Севастополь Украинской ССР в обход действовавшей тогда Конституции. «Целая область была вне всяких законов «подарена» капризом подгулявшего султана!», – приводят авторы рекомендаций цитату Александра Солженицына. Чиновники подчеркивают, что «искусственная украинизация, ущемляющая интересы как русского большинства, так и других народов», усиленно шла с 1998 года – с момента принятия новой Конституции Крыма.

Современную обстановку на Украине авторы называют «захватом власти праворадикальными и русофобскими элементами, поддерживаемыми странами НАТО».

Специальные уроки о присоединении Крыма и Севастополя к России не нужны, говорит «НИ» автор учебников по истории преподаватель столичной гимназии № 1453 Леонид Кацва. По его мнению, этот вопрос хоть и острый, но политический, а не исторический: «И в семьях учеников, и среди учителей есть разные мнения по поводу присоединения Крыма, а школа должна учить анализировать, а не пропагандировать».

Собеседник «НИ» сомневается в объективности предлагаемых материалов. «Нельзя говорить о том, что решение о передаче Крыма в 1954 году Леонид Хрущев принял единолично – за него проголосовал Верховный Совет СССР, руководствуясь вопросами удобства. У России нет сухопутной границы с Крымом, соответственно снабжать его удобнее Украине», – напомнил г-н Кацва.

Сопредседатель профсоюза «Учитель» Андрей Демидов назвал «НИ» министерские рекомендации некорректными: «Пропаганда единственной официальной точки зрения в школах недопустима». По мнению г-на Демидова, большинству классных руководителей и учителей будет проще прочитать ученикам рекомендации, чем устроить полноценную дискуссию и дать возможность сделать свои выводы: «Старшеклассники отторгнут такую инициативу, как любой официоз. Тем более что сейчас конец учебного года – напряженное время экзаменов и итоговых работ».

Опубликовано в номере «НИ» от 12 мая 2014 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: