Главная / Газета 10 Апреля 2014 г. 00:00 / Общество

Научат родину любить

Вслед за историей унифицировать могут преподавание литературы

КРИСТИНА КРУТИЛИНА

В российских школах может появиться единая линейка учебников по русскому языку и литературе. С таким предложением выступила во вторник глава комитета Госдумы по безопасности Ирина Яровая, заявив, что учебники по этим предметам должны не только давать знания, но и формировать мировоззрение. В Минобрнауки утверждают, что разработку единой линейки учебников не ведут, а опрошенные «НИ» педагоги допускают, что единой может быть концепция преподавания, но вовсе не учебники, так как дети слишком разные.

В ходе парламентских слушаний по теме «Российская историческая традиция: содержание учебника истории» депутат Яровая предложила создать единую линейку школьных учебников не только по истории, но и по русскому языку и литературе. «Это главные дисциплины, которые не только обучают, но и воспитывают, формируют личность, мировоззрение человека, его самоидентификацию как неотъемлемую часть нашего народа», – сказала депутат. По ее словам, культура человека определяется знанием языка, истории и литературы, и поэтому прямая задача государства обеспечить качественное единство образования по этим предметам и единое культурное пространство: «Вариативность учебников может быть только в одном случае, когда речь идет о детках с ограниченными возможностями».

С необходимостью создания единой концепции преподавания литературы согласны и во Всероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка, но призывают не путать единую концепцию с единым учебником. «Один учитель хочет дать ученикам «Евгения Онегина», а другой – «Медного всадника» И при переходе из одной школы в другую у ребенка возникают проблемы из-за большой разницы в программах», – объясняет «НИ» председатель Ассоциации Роман Дощинский. По его словам, написать единственный учебник невозможно и неправильно, и учебников должно быть много, но нужен документ, который подскажет учителям примерную программу, которой им нужно придерживаться: «В этом документе можно прописать 60% программы, а 40% оставить на усмотрение конкретного учителя. Существует же концепция математического образования, готовится стандарт по истории». Г-н Дощинский уточняет, что обсуждение концепции должно проходить максимально открыто, чтобы избежать «перекосов».

В пресс-службе Министерства образования и науки сообщили «НИ», что в профильных отделах проект по созданию единой линейки учебников по русскому языку и литературе в данный момент не прорабатывается.

«Нет необходимости делать одну книжку, по которой учитель будет зачитывать одни и те же дебильные отрывки. Закон об образовании гарантирует свободу преподавания, от этого отходить нельзя», – напоминает в беседе с «НИ» сопредседатель профсоюза «Учитель» Андрей Демидов. По его мнению, нужно совершенствовать существующие учебники, а не писать один новый, потому что единственная точка зрения при изучении гуманитарных предметов опасна. Кроме того, единая линейка учебников плохо скажется на конкуренции среди издательств: «Если право на печать книги будет у одного издательства, у него не будет стимулов совершенствоваться».

«Учебники должны быть разными, потому что все дети разные. У учителей должен быть выбор, потому что они работают с разным контингентом учащихся», – уверяет «НИ» директор московского Центра образования № 109 Евгений Ямбург. По его словам, и в педагогическом сообществе есть учителя, которые устали выбирать и с радостью поддержат единую линейку учебников, но продвинутые педагоги всегда будут выступать за максимальную вариативность: «Нельзя всех строить в колонны по четыре и вести к светлому будущему – мы это уже проходили».

Опубликовано в номере «НИ» от 10 апреля 2014 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: