Главная / Газета 8 Апреля 2014 г. 00:00 / Общество

Колесо – в истории

Народный «Ё-мобиль» Михаила Прохорова «убили» дешевый рубль и спад на авторынке

СЕРГЕЙ ПУТИЛОВ

Владелец группы «Онэксим» Михаил Прохоров отказался от реализации проекта выпуска гибридных автомобилей «Ё-мобиль». Стоивший миллионы завод в промзоне «Марьино» будет продан. Вся документация за символическую плату (1 евро) передана Государственному институту НАМИ. Отказ от амбициозной затеи, анонсированной г-ном Прохоровым еще в 2010 году и собравшей 215 тыс. предварительных заказов, ее авторы объясняют спадом рынка и резким ростом цен на импортное оборудование. Из-за этого цена «Ё-мобиля» подскочила почти вдвое. Таким образом, самая крупная венчурная (рисковая) инвестиция, проведенная в России за последние годы, вылетела в «выхлопную трубу».

В декабре 2010 года глава «Онэксима» (владеет 49% «Ё-Авто») Михаил Прохоров представил три действующих образца гибридного автомобиля, получившего название «Ё-мобиль», – хэтчбэк, фургон и кросс-купе. Автомобиль позиционировался как экологически чистый инновационный бюджетный гибрид, который обеспечивал водителю и пассажирам комфортное внутреннее пространство при небольших внешних габаритах. Планировалось, что топливом для «народного кара» будет служить бензин или газ, а вместе с двигателем внутреннего сгорания будут работать также электромоторы. По динамическим показателям гибридная трансмиссия «Ё-мобиля» становилась достойной альтернативой серийно выпускаемым электромобилям и автомобилям с механической трансмиссией, что давало существенную экономию ее владельцам. Особенно на фоне неуклонно повышающихся цен на бензин.

Народ возжелал новинку довольно сильно. Только за первый год после анонса «машины будущего» приобрести ее изъявили желание почти 200 тысяч россиян. В декабре 2011 года бренд «Ё» занял третье место среди самых ярких российских брендов новейшей истории (по версии Forbes). В апреле 2012 года автомобиль получил первую премию «Бренд года». Под проект было начато возведение завода под Санкт-Петербургом, который уже в 2015 году, как ожидалось, должен был производить до десяти тысяч машин ежегодно. Вложения в производство составили 142 млн. евро. Директор компании «Ё-Авто» Андрей Бирюков говорил, что второй производственной площадкой для сборки «Ё-мобилей» может стать столичный завод ЗИЛ.

Теперь же, как выяснилось накануне, Михаил Прохоров отказался от реализации проекта гибридных автомобилей. Построенный завод в промзоне «Марьино» будет продан. Он пояснил, что ослабление рубля резко увеличило стоимость производства, ведь большую часть оборудования предполагалось закупить за рубежом. Кроме того, пессимистический финал объясняется спадом продаж автомобилей в России. Так, в середине марта замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов выступил с прогнозом, что по результатам текущего года авторынок РФ может просесть от 0,7 до 6,5% относительно 2013 года. Факторами, оказывающими влияние на продажи авто в РФ, министерство считает ослабление курса рубля и снижение по результатам первых двух месяцев года цен на нефть.

Кроме того, Минпромторг РФ не планирует возобновлять программу льготного автокредитования. Об этом сообщил глава министерства Денис Мантуров. Программа субсидирования автокредитов была досрочно завершена 31 декабря 2013 года. По данным Минпромторга, в 2013 году по программе было продано почти 250 тысяч автомобилей – на 15% больше первоначального прогноза. Однако в этом году в свете проблем с бюджетом от данного стимула для отечественной автомобильной промышленности решили отказаться.

«События, связанные с Украиной и присоединением Крыма, лишили отечественного производителя шансов на успех. Запчасти для автомобиля являются импортными, и в связи с введением различных санкций и сложной экономической ситуацией в стране их цена увеличилась почти в два раза. В результате конечная стоимость новинки с 350–400 тысяч рублей выросла до 600–700 тысяч рублей, таким образом, «Ё-мобиль» лишился ценовой конкурентоспособности», – сказал «НИ» первый вице-президент дилерской группы компаний Алексей Тузов.

Сказалась и стагнация авторынка, обусловленная общим падением российской экономики. «Население нашей страны в последние 10–15 лет активно покупало автомобили. Это было вызвано устойчивым экономическим ростом России и повышением благосостояния граждан. Видя, как активно развивается российский авторынок, Михаил Прохоров серьезно занялся разработкой идеи по созданию полностью нового автомобиля. Однако стагнация отечественной экономики и существенное снижение интереса граждан нашей страны к покупке новой автомобильной техники стали основополагающим моментом отказа миллиардера выводить на рынок свой продукт. Ситуацию для проекта «Ё-мобиль» осложнило резкое изменение курса рубля к европейской и американской валюте. Как мы и предполагали, снижение рубля положительно сказывается на предприятиях, ориентированных на экспорт, в то время как положение компаний, использующих зарубежное оборудование, резко ухудшается. По всей видимости, «Ё-мобиль» стал одной из первых жертв ослабления рубля в России», – сказал «НИ» первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский союз инженеров» Иван Андриевский.

Опубликовано в номере «НИ» от 8 апреля 2014 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: