Главная / Газета 26 Марта 2014 г. 00:00 / Общество

Много избранных

Этим летом на льготных основаниях в вузы будут поступать еще больше абитуриентов, чем прошлым

ДИАНА ЕВДОКИМОВА

На этой неделе в Тамбовском государственном университете пообещали выделить сто льготных мест выпускникам крымских школ. Ранее в Минобрнауки сообщили, что для крымских выпускников нынешним летом ЕГЭ будет добровольным, а поступать в российские вузы они будут на особых условиях. Льготу на поступление в вуз с этого года вернули и детдомовцам. Более того, за сиротами и инвалидами закрепили 10% бюджетных мест. Большинство льготников вузы не заканчивают из-за слабой подготовки и недостаточной мотивации, напоминают эксперты. Они рекомендуют принимать в вузы исключительно по уровню знаний, а льготникам – помогать с подготовкой к сдаче экзаменов, например, оплачивая им курсы и общежития.

За сиротами и инвалидами закрепили 10% бюджетных мест в вузах.<br>Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
За сиротами и инвалидами закрепили 10% бюджетных мест в вузах.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
Руководство Тамбовского государственного университета (ТГУ) заявило, что намерено обратиться с запросом в Минобрнауки РФ о предоставлении льгот при поступлении выпускникам крымских школ. Крымчанам вуз готов предоставить сто мест. «Мы пойдем двумя путями. Во-первых, выделим определенное количество из уже данных нам бюджетных мест, а во-вторых, будем просить дополнительные бюджетные места у Минобрнауки», – сказал «НИ» проректор вуза по социальной работе и молодежной политике Игорь Грошев. Зачислять школьников из Крыма предполагается без сдачи ЕГЭ, на основе собеседования. «Мы видим свою задачу в беспрепятственной интеграции молодых людей из Крыма в российское общество, в том числе и в высшие учебные заведения России», – заявил на днях ректор ТГУ Владислав Юрьев.

Ранее министр образования и науки Дмитрий Ливанов сообщил, что сдавать ЕГЭ крымские школьники будут лишь по желанию, а отказ от него не помешает им поступить в вузы РФ. «ЕГЭ не будет обязательным для выпускников школ Крыма, так как они учились по другим программам. Для них поступление в российские вузы будет организовано на основе школьных экзаменов», – заявил глава Минобрнауки. На Украине выпускники средней школы сдают итоговые экзамены по украинскому языку, на выбор по математике или истории, а также еще один предмет по выбору. В украинских вузах при поступлении применяют похожее на ЕГЭ тестирование.

Нынешним летом крымские школы окончат около 13 тыс. человек – таково количество новых потенциальных льготников, хотя часть крымских выпускников останутся на полуострове и будут поступать в местные вузы. Однако на приблизительно 400 тыс. бюджетных мест (точное число будет объявлено к концу весны) в российских вузах претендуют и другие льготники. Это сироты, инвалиды, чернобыльцы и дети погибших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Новый закон «Об образовании» исключил сирот из числа льготников, но с этого года льготу вернули. Более того, за сиротами и инвалидами закрепили 10% бюджетных мест в вузах.

Вне конкурса также принимают победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников при поступлении на специальность по профилю олимпиады. Правда, олимпиадникам надо набрать по ЕГЭ не меньше 65 баллов. На особом положении и спортсмены – члены сборных команд РФ, участвовавшие в международных соревнованиях. Их принимают с любым результатом ЕГЭ.

С одной стороны, льготы при поступлении в вуз – благо для обездоленных, с другой – среди поступающих уменьшается число тех, кто «будет дальше трудиться и наживать капитал для страны», – говорит «НИ» замдиректора Всероссийского фонда образования Олег Сергеев. Он уверен, что предоставлять людям возможность получить высшее образование нужно не из жалости: «Захотите ли вы лечиться у человека, который поступал по льготам?»

Какую форму примут льготы для крымских выпускников, чиновники все еще обсуждают. Например, 20 марта министр образования и науки, молодежи и спорта Республики Крым Наталья Гончарова заявила, что российские вузы готовы предоставить квоты на обучение выпускников на бюджетной основе по целевому договору между республикой и высшим учебным заведением. На прошлой неделе и.о. начальника управления образования и науки Севастопольской администрации Виктор Оганесян вообще заявлял, что абитуриенты Крыма с хорошими аттестатами смогут поступить по результатам собеседования.

«Я считаю, что выпускники Крыма в льготах не нуждаются. В Крыму система образования разрушена меньше, чем в России. Поэтому в наши вузы поедут поступать только те, кто не сможет это сделать у себя дома», – полагает Олег Сергеев. Он уверен, что единственная льгота, которую следует дать крымчанам, – право не сдавать ЕГЭ, раз к нему они не готовились: «Нужно не предоставлять льготы, а организовать собеседование, ведь именно оно позволяет объективно оценить знания».

Олег Сергеев также рекомендует проводить собеседования с победителями олимпиад, поступающими вне конкурса. Директор Центра образования № 109 и сопредседатель общественного совета при Минобрнауки Евгений Ямбург в беседе с «НИ» заверил, что «если призеры олимпиад не дутые, они, как правило, набирают выше 65 баллов». По мнению г-на Ямбурга, «дополнительной нагрузки на детей не возникнет, а лишняя проверка при нынешней коррупционной ситуации не повредит».

Но самая проблемная категория льготников – сироты. По данным Минобрнауки, после первой сессии отчисляют 40% сирот, а не оканчивают вуз 80% из них. Координатор адаптационного центра постинтернатного сопровождения на базе общественной организации «Домик детства» Станислав Дубинин в беседе с «НИ» настаивает, что льготы сиротам нужны: «Это шанс для тех немногих, кто мотивирован на учебу, и дает надежду тем, кто идет в 10–11-е классы».

По мнению г-на Дубинина, на общих основаниях сироты поступать в вузы не в состоянии: «Дети часто попадают в детский дом, особенно в поздний период их изъятия из семьи, со значительными пробелами в знаниях. Их сажают в классы по возрасту, а школы, в которых они учились ранее, с удовольствием выдают справки, рисуя оценки, лишь бы избавиться». Поэтому отсутствие льгот может вообще может отбить желание у выпускников детских домов получать высшее образование. «Когда отменили льготы, у меня две девочки ушли из 11-го класса. Сейчас нам приходится заниматься с репетиторами, чтобы сдать экзамены и поступить», – рассказал Станислав Дубинин.

С ним соглашается в беседе с «НИ» координатор сайта выпускников детских домов Neodni.ru Влад Цакоев: «Льготы можно отменить лишь тогда, когда детдомовцам будут давать качественное общее среднее образование. У детей домашних и ребят из детских домов совершенно разные стартовые условия».

«Из всех, кто выходит из стен детского дома, получить высшее образование хочет лишь 5–10% детей. При этом доучивается из них 6–7%», – сказал «НИ» руководитель проекта «Успешные сироты», выпускник детдома Александр Гезалов. Он полагает, что избыточное внимание к детдомовцам вредит им: «Задаренный выпускник сиротского учреждения не хочет ни учиться, ни работать. Он надеется, что его проблемы, как и раньше, будут решать другие люди. Но раз система не подготовила ребят, способных обойтись без льгот, то льготы нужны».

Вопрос с поблажками для инвалидов также неоднозначен. «Многие эти льготы покупают за деньги и в нужный момент становятся инвалидами. Критерием приема в вуз я бы оставил только уровень знаний», – сказал «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский подтверждает «НИ», что много здоровых людей пытаются попасть в выделенные льготникам 10%: «Льготы по знаниям – довольно опасная вещь».

Александр Адамский уверен, что льготы необходимо давать исключительно в качестве помощи при решении финансовых вопросов, таких, как условия проживания, оплата обучения, проезда и учебников, выплата стипендии. Например, если льготник смог поступить в вуз благодаря своим знаниям только на платное отделение, ему можно возместить часть расходов. «Когда человек получает возможность находиться в вузе, не имея для этого достаточных оснований по знаниям, он и работать потом пойдет, не имея достаточных оснований. Нет гарантии, что дефицит его знаний, признаваемый официально, исчезнет», – полагает эксперт.

В Госдуме же утверждают, что доля льготников в общей массе незначительна. Депутат Госдумы Ирина Соколова («Единая Россия») сообщила, что в прошлом году правом внеконкурсного поступления воспользовались чуть больше 12 тыс. детей, которые заняли примерно 3% бюджетных мест: «Это вряд ли может сказаться на снижении общего уровня государственного вузовского образования в стране».

Обычным же абитуриентам со следующего года поступать в вузы станет сложнее – помимо ЕГЭ они должны будут успешно сдать нормы ГТО. «Начиная с 2015 года результаты спортивных достижений школьников, в том числе результаты сдачи комплекса ГТО, будут учитываться при поступлении в высшие учебные заведения в дополнение к ЕГЭ», – заявил в понедельник Дмитрий Ливанов. В министерстве надеются, что это послужит дополнительным толчком к развитию спорта среди детей. Окажутся ли в выигрыше более сильные по сравнению с более умными, пока неизвестно.


В США ЛЬГОТЫ НА ПОСТУПЛЕНИЕ В ВУЗЫ ИМЕЮТ МАЛОИМУЩИЕ, СПОРТСМЕНЫ И ИММИГРАНТЫ
Льготы при поступлении в вузы в США появились в 1961 году и предоставлялись абитуриентам из семей с низким доходом. Оплату образования этих студентов взяли на себя бюджеты штатов. Позднее льготы получили спортсмены высокой квалификации. Им предоставили возможность зачисления в высшие учебные заведения без экзаменов, а в некоторых университетах для них создали специальные группы, чтобы студенты могли совмещать занятия и спортивную подготовку. Сейчас в рамках проводимой в США амнистии для нелегальных иммигрантов, не совершивших за время пребывания в США уголовных преступлений, льготы получили дети этих людей, причем как родившиеся в США, так и приехавшие туда с родителями. Общее число таких детей оценивается в 5,3 млн. человек.
Борис ВИНОКУР, Чикаго

В ГЕРМАНИИ НА ОБЩИХ ОСНОВАНИЯХ ПОСТУПАЮТ ДАЖЕ ИНВАЛИДЫ И ВЕТЕРАНЫ ВОЙНЫ
Никаких льгот при поступлении в немецкий вуз для абитуриентов не существует. На одних факультетах зачисление происходит на основании среднего балла аттестата зрелости, на другие нужно дополнительно сдавать вступительный экзамен. Последнее обычно касается творческих специальностей. Из 11 тыс. специальностей, которые можно изучать в Германии, примерно половина относится к категории так называемых Numerus Clausus. В переводе с латинского это словосочетание означает «ограниченный набор». На специальности с пометкой NC число желающих из года в год значительно превышает количество мест на студенческой скамье. Однако обойти своих конкурентов, имеющих лучший аттестат, на том, например, основании, что ты – бывший «воин-афганец» (а такие ребята студенческого возраста в современной Германии есть) или инвалид, невозможно. К слову, при устройстве на работу для людей, имеющих инвалидность, льготы существуют.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен

НА УКРАИНЕ СИСТЕМУ ЛЬГОТНОГО ПОСТУПЛЕНИЯ В ВУЗЫ СЧИТАЮТ СОВЕТСКИМ ПЕРЕЖИТКОМ
По условиям приема, утвержденным Министерством образования Украины, льготникам отводится до 25% мест по усмотрению вуза (обычно – 10%). Единственное требование к ним – набрать хотя бы минимальный проходной балл. Льготные условия поступления полагаются детям-сиротам, инвалидам I и II группы, чернобыльцам, членам семей шахтеров, детям погибших при исполнении служебных обязанностей военнослужащих и работников правоохранительных органов. На прием по квоте могут претендовать участники международных олимпиад (если олимпиада проводилась по профильному для абитуриента предмету). Еще немного мест отдают тем, кто имеет целевое направление (жители сел, которые, по идее, выучившись, вернутся работать в родные места).
Многие украинские эксперты считают, что льготы нужно отменять, одновременно пересмотрев систему государственной помощи социально незащищенным гражданам. Они полагают, что льготы при поступлении в высшее учебное заведение – атавизм советских времен, а главным критерием должен быть один – знания. Разработчики проекта нового украинского закона «Об образовании» уверены, что льготы должны иметь студенты, нуждающихся в социальной защите, а не абитуриенты. «Государство должно не скрывать отсутствие знаний у льготника, а помогать ему стать конкурентоспособным во вступительной кампании. Например, оплачивать обучение на подготовительных курсах при выбранном учебном заведении, предоставив жилье и достойную стипендию», – говорит «НИ» эксперт в области образования Оксана Онищенко.
Яна СЕРГЕЕВА, Киев

Опубликовано в номере «НИ» от 26 марта 2014 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: